Сильная гроза

Метеоцентр.Азия - наш новый сайт с высокодетализированными прогнозами погоды по пунктам России и мира
Облегчённая версия Метеоклуба (для КПК)
Карта активных участников Метеоклуба (105 кБ)    Таблица дней рождения активных участников Метеоклуба
Клуб любителей метеорологии (группа ВКонтакте)

Сильная гроза

Сейчас в Метеоклубе:
Участников - 5 [ gosplan, LANGUST, Oblak, ded, cmk ]
Максимальное одновременное количество посетителей: 5 [17 Авг 2017 12:30]
Гостей - 0 / Участников - 5

 - Начало - Ответить - Статистика - Регистрация - Поиск -
МЕТЕОКЛУБ : независимое сообщество любителей метеорологии (Европа и Азия) : ФОРУМ О ПОГОДЕ И ПРИРОДЕ / Путешествия, география, история / Сильная гроза
. 1 . 2 . 3 . 4 . 5 . 6 . 7 . 8 . 9 . 10 ... 41 . 42 . >>
Автор Сообщение
Morozov_S
Участник
Письмо
Нижний Новгород
# Дата: 23 Апр 2006 20:17


15 июля 2004 г. жаркую до 30-32 гр. погоду обусловил теплый сектор
Черноморского циклона. Во второй половине дня 15 июля и с 16 по 18
июля этот циклон смещался на Вятку и вызвал небывалые по силе и
продолжительности грозы, сильные, местами очень сильные дожди
(до месячной нормы июля) и крупный град, шквалистые усиления
ветра до 30 м/с.
Я предлагаю хронику тех событий в Нижнем Новгороде и области:
http://nospam.mylivepage.ru/file/75/224/15072004.d oc

Corvus
Автор сайта
Письмо
Владимир (г. Байконур)
# Дата: 23 Апр 2006 20:56


Я предлагаю хронику тех событий в Нижнем Новгороде и области:
Morozov_S

Спасибо, прочитал с огромным интересом! Ценнейший и детальнейшй материал!

З.ы. Вопрос: кроме АМЦ, Вы ещё упоминаете АМСГ - это что, заводской аэродром (Сормово, кажется)?

MrX
Участник
Письмо
СЗФО
# Дата: 24 Апр 2006 01:19


Раз уж разговор зашел о грозах, то и я осмелюсь рассказать о трех самых ярких нпблюдавшихся мной грозах.
Одна из них была в Тверской области в 1996 году, 19 июня.
Интересной погода начала становиться 17 июня. В этот день было относительно тепло (около +22) и пасмурно. Вечером в 19 часов начался небольшой дождь, постепенно перешедший в интенсивный ливень.Ветер резко сменил направление с ЮЮЗ на СЗС и усилился до умеренного. Дождь продолжался до глубокой ночи, но грозы не было.
Утром 18 июня было прохладно, не выше +13 градусов, дул свежий СЗ ветер, сначала небо было затянуто сплошной пеленой СК облаков, потом появились обширные прояснения, но на небе в огромном количестве присутствовали живописнейшие кучевые хорошей погоды, смещавшиеся с севера очень медленно. Ветер стих, и воздух стал быстро нагреваться. Что было удивительным, ветер стих внезапно, и сразу от по-осеннему холодного утра не осталось и следа. Стояла мертвая тишина.
С 4-х часов дня небо начало быстро затягиваться перистыми облаками, уже с запада. Ветра не было. Вечер был пасмурным и по-прежнему тихим. Вечером потянул прохладный СВ ветер, было ощущение, что следующий день будет холодным и дождливым. Ан-нет! По прежнему, в природе не было ни звука. Все затаилось перед бурей.
В 2 часа ночи начался слабый ливневой дождь, вдали на ЮЗ непрерывно сердито ворчал очень глухой гром. Как выяснилось впоследствии именно в том направлении в то время в 20 км бушевал ураганный ветер, наблюдалась фееричная гроза с сильным ливнем.
Утро 19 июня было туманным, теплым (+20) и тяжело душным. Ни ветринки. Ни звука. Не чувствуя опасности, я отправился на прогулку в лес. Не прошло и получаса, как меня охватило странное беспокойство. И вскоре послышался отдаленный раскат грома. В 12 часов туман начал рассеиваться. Слабо потянул ЮВ ветер. Гром гремел непрерывно и очень глухо. Ненадолго показалось солнце. Из-за дымки оно было ядовито оранжевого цвета, а на СЗ возвышалась стена КД облаков насыщенного синего цвета, стремительно темневшая и расползавшаяся в сторону ЗЮЗ и С. Я заторопился домой. Резко потемнело. Прошел слабый дождь. Ветер ВСВ. Небо на ЗСЗ приобрело лилово-желтый оттенок. По прежнему гремел гром, непрерывно и глухо, но ближе. Разряды были слабые и не выходили из облака. Вдруг раздался сухой треск. Оказалось, это посыпался град. Он был диаметром 15-18мм,напоминал неправильной формы звезду с острыми лучами. Интенсивность града была такова, что машины, проезжавшие по трассе Москва-С-Петербург были вынуждены или останавливаться или снижать скорость до 10км/ч. Видимость упала до 1м! Слой града достигал высоты в 20-30 см!, а местами еще выше. Продолжался он 10 минут,полностью без дождя. Ветер ССЗ, не более 7 м/c. После града обрушился не менее интенсивный ливень, все вокруг буквально утонуло в воде - слой 10-15 см. Тут ветер вновь повернул на ССВ и усилился до 12м.сек. Из-за стены ливня, видимость опять же 1 м, не было видно молний, хотя гром гремел без перерыва. После грозы небо не прояснялось 2 часа, было очень холодно (+15. Ветер постоянно менял направление. Кругом ходили КД облака разнообразных размеров со стенами падения осадков от бело-желтых до пепельно-иссиня-черных оттенков, молнии тоже были всех мыслимых и немыслимых цветов, причем были и линейные, и межоблачные разряды. Облака смещались в разных направлениях, то и дело их меняя, будто им было трудно сделать выбор. Все посевы были уничтожены, искромсаны и затоплены. Наблюдалось несколько поваленных деревьев, а у одного дома даже рухнул забор, что любопытно, абсолютно не гнилой. Град стаивал почти сутки. Что интересно, он выпал узкой полосой в 500м шириной и 300м длиной, в радиусе по крайней мере 4 км окрест был только ливень. Все-таки через 2 часа прояснилось, ветер ВЮВ, потеплело (+24), к вечеру опять собрались грозы, но уже слабые.

MrX
Участник
Письмо
СЗФО
# Дата: 24 Апр 2006 02:09


Вторая гроза была в том же году примерно через неделю,а может и чуть меньше (точно не помню). Было гораздо прохладнее (+13 градусов). Утром (в 9 часов) прошел слабый дождь. Ветер Ю, 4-9м.сек. Небо быстро затянуло сплошной пеленой СК облаков. Я, как обычно не предчувствуя ничего интересного, отправился в лес за земляникой в 11 часов. Через полчаса характер погоды резко изменился: небо очистилось, но не полностью (дымка), солнце быстро нагрело воздух (+20), опять как неделю назад, возникло непонятное чувство тревоги, опять установился "мертвый" штиль. Небо было еще почти чистым (если не учитывать дымку), когда неожиданно послышался глухой удар грома. Я полностью был уверен, что это, пардон, глюк. Не бывает грома среди "ясного" (пусть и слегка замутненного) неба. Однако меньше, чем через минуту удар возобновился. Я, не обращая внимание, продолжил сбор ягод. Но минут через 40 удары стали раздаваться каждые 20-30сек., начиная перекрывать друг друга. Небо побелело, солнца уже было не видно. Идя к дому, я заметил, что вся западная половина неба синеватого мутного цвета. Гром гремел без перерыва, глухо, но отчетливо, но контуров грозовых облаков видно не было. Гроза обещала быть нескорой, но мощной. Так оно и вышло. Ветер между тем повернул к ЮВВ, слабый. Грозовой очаг интенсивно расширялся, гром уже доносился не только с З, но и с ЮЗ, Ю, а также с севера. Наконец в 14.30 предгрозовое состояние достигло предела. Ветер стих. Очертания грозовых облаков внезапно стали четко видны: они были иссиня-черного цвета, а их вершины уходили ввысь не меньше, чем на 10-12 км. Гроза была очень мрачной, за передней кромкой облаков просветлений не было, все погрузилось во мрак, который прорезали яркие, четкие молнии, на этот раз, в основном, линейные. Резко усилился ЗЮЗ, а затем Ю ветер, отдельные порывы вполне тянули на ураганные. Ливень был внушительным, но потопа не было. Человек из моей деревни, оказавшийся в разгар грозы в поле, получил контузию от особо сильного разряда, сопровождавшегося практически "взрывным" ударом грома. Гроза продолжалась 1,5 часа.

MrX
Участник
Письмо
СЗФО
# Дата: 24 Апр 2006 02:12


P.S. Завтра я расскажу Вам еще о нескольких сильных грозах.
Предложение ко всем: опишите, пожалуйста, самые фееричные грозы из Вашего опыта. Думаю все нам было бы интересно.

Morozov_S
Участник
Письмо
Нижний Новгород
# Дата: 24 Апр 2006 07:21


Corvus
Вопрос: кроме АМЦ, Вы ещё упоминаете АМСГ - это что, заводской аэродром (Сормово, кажется)?

Да, это заводской аэродром. Кстати недавно этой метеостанции
присвоили индекс 27457.

gekla
Участник
Письмо
Москва
# Дата: 24 Апр 2006 07:51


Про суперячейку - 2004 я уже рассказывал не раз, сегодня расскажу о грозе в Турции (чуть попозже, времени сейчас нет).

Morozov_S
Участник
Письмо
Нижний Новгород
# Дата: 24 Апр 2006 08:04


MrX
Большое спасибо за описание гроз!

Corvus
Автор сайта
Письмо
Владимир (г. Байконур)
# Дата: 24 Апр 2006 08:43


MrX

Спасибо, интересно!

Corvus
Автор сайта
Письмо
Владимир (г. Байконур)
# Дата: 24 Апр 2006 09:10


Могу рассказать про две прекрасные грозы на Байконуре
(правда, я не настолько подробно уже всё помню).

1) В первых числах августа 1998 года.

Погода обуславливалась малоподвижным (он стационировал дней 5) высоким циклоном с центром в районе Аральского моря (прослеживался от земли по крайней мере до АТ-500), что довольно большая редкость в этом пустынном регионе летом.
Среднюю полосу РФ занимала полоса АЦ (два центра - над Литвой и над Курганской областью).

В течение нескольких дней подряд наблюдались ливни и грозы внутримассового характера из мультиячейковых КД - что опять-таки редкость в данном регионе и бывает далеко не каждый год. Погода стояла жаркая (впрочем, около нормы), с Тмакс (до начала дождя) около +35°.

В один из дней к вечеру с юга стал медленно наползать огромный кластер КД
(думаю, это была суперячейка). Облака имели сние-фиолетовый цвет, внутри них клокотал гром, а молнии были тоже фиолетового цвета и били горизонтально (внутри облака) с большой частотой, так что облако светилось.

Постепенно край облака перешёл через зенит, начался ливень умеренный до сильного
(видимость ухудшалась не сильно, лишь временами до 1-2 км, а преобладала около 5 км). Гром стал намного громче и практически слился в непрерывный рёв, наподобие рёва взлетающего реактивного самолёта. Ливень и гроза продолжались несколько часов, примерно с 20 ч. до 01 ч. ночи. В комнатах было светло (фиолетово-голубоватый свет из-за почти непрерывных молний), рёв грозы тоже продолжался всё это время.

Небо прояснилось во второй половине ночи, утро было жарким и влажным, с огромными лужами и благоуханием растительности.

Corvus
Автор сайта
Письмо
Владимир (г. Байконур)
# Дата: 24 Апр 2006 09:51


2) Байконур, 2 мая 2002 года.

Погода определялась слабо выраженной ложбиной над Средней Азией, высотным циклоном
к СЗ от Аральского моря. Чуть севернее начиналась зона АЦ с центром опять-таки
в районе Курганской области (гребень на Поволжье) - то есть синситуация была сходна с п.1., но воздух суше (у земли СВ ветер, слабый до умеренного, несущий воздух из АЦ), так что в предшествующие дни было преимущественно малооблачно, без гроз и осадков.

По прогнозу ам. модели на день ожидалась перем. облачность, без сущ. осадков,
возможны отдельные грозы.

С утра было несколько баллов перистой плотной, к обеду софрмировались 2-3 балла мощно-кучевой незначитльного развития (толщина километра 1.5-2) небольшими грядами ближе к горизонту.

Часов с 16 на СВ удалением километров 40 стал формироваться обширный кластер КД (мультиячейковый) угрожающего вида и медленно двигаться к городу на фоне в общем малооблачного неба (6 б. перистых плотных и 2 балла МК).

Тмакс составила ок. +20, точка росы ок. +10, отн. влажнсоть ок. 45%.
Т850 ок. +6, дельта 14°.

Часам к 19 край облачной системы достиг города, начался умеренный
до сильного ливень (с вид. временами 1-2 км) с умеренной грозой. Постепенно КД
закрыли всё небо, наряду с ливнем стал выпадать град диаметром в 5-7 мм
(тоже большая редкость для пустыни). Улицы и дворы превратились в потоки воды,
причём на поверхности воды плавал град, как пенопластовая крошка.
Град продолжался минут 15-20, потом ливень стабилизировался на умеренной интенсивности (а гроза стала слабой) и продолжался примерно до 22 ч.
Причём был ливень был двольно локальным (примерно в квадрате 20*20 км), благодаря малоповдижности облака - например, километрах в 15-20 и далее на север от города в тот день осадков не было вообще.

А около 22 ч. началось самое интересное: малоподвижное КД стало разрушаться снизу и расплываться в стороны в слое примерно 1.5-4 км. В итоге КД превратились в полосу плотных СД, дождь стал обложным и продолжался ещё часа два, примерно до полуночи. Подобная ситуация (более короткий ливень с переходом в обложной дождь, облака КД с переходом в СД) отмечена блиажйшими метеостанциями (100 км к западу Казалинск, 60 км к востоку Джусалы), кол-во осадков там составило 2-6 мм.
В городе Байконур выпало, думаю, миллиметров 20-25.

Во второй половине ночи сплошная облачночть оставалсь на месте и постепенно деградировала (СД-ВС-ВК), к утру прояснилось до 2-4 б. ВК.

Такая вот фабрика облаков получилась из хорошо развитых КД.

Назавтра (3 мая) днём была тихая облачная влажная погода - осадки испарялись, Т ок. +15, точка росы ок. +11, влаж. ок. 75%, с плотной кучевой облачностью и одноячейковой КД. Т850 ок. +7, дельта ок. 8°.

amakarevskij
Участник
Письмо
Москва
# Дата: 24 Апр 2006 15:28 - Поправил: amakarevskij


Я так профессионально не опишу, но вспоминается гроза со шквалом на Севере МСК в 2000 (или 2001-м?) году, когда стояла длительная и изнуряющая жара (вроде до +34) в течение недели, я тогда на метро с работы ехал: в метро залез - солнце жарило, жуть; выхожу - а народ в переходе толпится, не выходит. Вот думаю, дураки - сейчас освежиться под дождичком самое оно;) Но когда подошел поближе к выходу из перехода и почувствовал характерный свист ветра и стену брызг, я тоже решил подождать. Минут через 20 я в общем из этого перехода выбрался - картина запоминающаяся - наша улица превратилась в одну сплошную речку, вместе с проезжей частью, газонами и пешеходными дорожками. Так почти по колено в воде до дома и шел. Автомобили проехать не могли. На площадке около метро валялись остатки рекламных растяжек, пластиковые столы и стулья от летних кафешек (причем метрах в 200 от них), посуда, скульптуры в виде гномиков, украшающих эти кафе (причем по отдельным частям) - сдуло всё. У меня тогда дома даже стены (!) протекли - насквозь бетон по швам вода пробила, до сих пор разводы небольшие на стенах, если приглядеться, имеются. После этой грозы, кстати, ещё наши станции метро (Бибирево, Алтуфьево) затопило, поезда уже вечером не ходили.

yogimax
Участник
Письмо
Баргтехайде, Германия
# Дата: 24 Апр 2006 16:31


Вот те ярко выраженные грозы, которых я отмечал в последние 6 лет.
22 июня 1999 г.-около 17.30 ч. проливной дождь с грозой, до 13 часов 23 июня выпало 36 мм. А температура после полудня всего +11. Скорость ветра достигала 24 м/с. Несколько деревьев на центральной улице вырваны с корня.

В ночь на 22 августа 1999 г. после сильной жары разразилась необикновенно сильная гроза. В начале беспрерывные отблески и молнии прорезывали со всех сторон небо. Потом начался ливневый дождь и ветер-23 мм.

3 сентября 1999 г.-с 15.30 начался проливной дождь и гроза. За два дня выпало 87 мм. дождя. За эти первые дни сентября выпало как следует: Разград 176 мм., Русе, Варна и Бургас 119 мм., Силистра 99 мм., Добрич 154 мм., с.Владимирово(Добричка обл.)202 мм. Большие наводнения и 6 человеческих жертв. Это самое крупное наводнение на СВ Болгарии, почти во всех районах были поражения.

11 июля 2001 г.-сначала день был тихий и жаркий +30, солнечный. Около обеда началось образование мощных кучево-дождевых облаков с наковальнями, небо предсказывало надвигающейся стихии, выпало 31 мм. дождя.

21 июля 2001 г.-до полудня солнечно и жарко, душно +34°, но после 17 часов небо с юга потемнело видна была наковальня. В 19 часов разразилась сильная гроза и град. Температура понизилась с 34 на 17°.

20 июля 2002 г.-после 15 часов небо потемнело с востока. После 15.30 ч. начался ливневый дождь и гроза. Не прекращался до 18 часов, необычно долго. Выпало 52 мм. дождя.

7 августа 2002 г.-около 18-19 ч. грозовое облако наблюдалось на СЗ города, сверкали молнии. Оно двигалось очень медленно. К вечеру начался ливень, который не прекращался всю ночь, измерили 59 мм.

28 мая 2003 г.-с 14.30 ч. ливневый дождь, сильная гроза с градом. Измерили 37,8 мм.

20 августа-до 14 часов было солнечно и жарко +34°, под влиянием проходящего холодного фронта с СЗ, тогда началось развитие кучево-дождевой облачности, в 14.50 ч. начался ливень, стихия пришла с запада, но по видимому самое мощное облако стационировало над городом. Дождь лился большим интенситетом. Слишком темно стало, включился уличный свет. Около 15.25 ч. выпал и град. Сильные громы и молнии, из-за них город остался без электричества. Измерили 45 мм. дождя за 1 час.

11 сентября 2003 г.-еще сильнее стихия, выпало рекордное за последние 20 лет количество осадков, за 10 часов 72,4 мм.(при месячной норме на сентябрь всего 32 мм!).
14 сентября 2003 г.-еще 43 мм. прибавилось после очередного ливня.

27-29 августа 2004 г.-погода сильно испортилась из-за проходящей фронтальной волны и образовавшегося циклона. 27 августа вечером засверкали молнии и начался проливной дождь, практически шел всю ночь, 28 августа после обеда снова ливень. За три дня выпало 46 мм. Значительно похолодало.

31 мая 2005 г.-Около 16 ч. со всех сторон неба развивались мощные кучеводождевые с наковальнями облака. С 16.20 по 17.10 ч. шел дождь, с 16.30 по 17.00 ч. очень сильный, град веремнами размеров лесного ореха падал продолжительностью в 20 минут. Видимость упала до 70 м.

12 июля 2005 г.-вечером появились с СВ быстро растущие кучевые облака. С 03 по 06 ч. той ночью была свирепая гроза. По 30 молний в минуту насчитал. За три часа выпало 58,3 мм. дождя.

15 сентября 2005 г.-во время сильной грозы выпало рекордное суточное количество дождя 75 мм.

MrX
Участник
Письмо
СЗФО
# Дата: 24 Апр 2006 18:46


yogimax

вечером 12 июля 2005 я возвращался на самолете с Кипра, и всю эту облачную красоту над Болгарией видел очень подробно. Так же прочувствовал на своей шкуре в виде долгой и мощной тряски. Сейчас вспоминать смешно, а тогда пол-самолета мысленно прощались с жизнью...

yogimax
Участник
Письмо
Баргтехайде, Германия
# Дата: 24 Апр 2006 18:57


MrX

Вот фотография того вечера с земли. Интересное совпадение моего рассказа и вашего полета.
http://maxmet.hit.bg/shumen5_5.jpg

MrX
Участник
Письмо
СЗФО
# Дата: 24 Апр 2006 19:22


Продолжу описывать интересные грозы.
Все тот же 1996 год. Сильная жара в начале июля. С каждым днем все жарче и суше. 12 июля воздух в Тверской области раскалился до +35, а местами до +37. До ближайшей реки Тверцы - 3 км. Жара не спадает даже в 7-8 часов вечера. Небо абсолютно ясное, сильное марево, особенно в южной стороне. Земля иссохшая, кое-где даже растрескавшаяся. Променад едва не закончился тепловым ударом, зато вода в реке - парное молоко - никакое черноморье и Кипр и близко не стоят. В 21.00 резко усиливается горячий, душный восточный, северо-восточный ветер(до этого был абсолютный штиль весь день)- при ясном небе деревья раскачиваются, ветки трещат, как перед ураганом. Через 10 минут все стихает. Через 30 минут на ЮВ вдали видны вершины КД облаков, в лучах заходящего солнца они ослепительно розового цвета. Между тем ЮЗ горизонт меняет цвет от бледно оранжевого до светло синего, солнце скрывается за пеленой облаков с мутными очертаниями. 22.10. Редкий крупнокапельный дождь. Небо серое, не предвещает ничего страшного. Душно. Тихо. Смеркается. В час ночи я просыпаюсь от бешеного рева ветра. Дом весь дрожит, в южную стену с короткими перерывами и грохотом барабанит ливень с градом. Небо на западе ежесекундно озаряют белесые вспышки молний вполнеба. Старые огромные березы за окном гнутся так, будто скоро рухнут. Меня охватывает ужас, я молюсь, чтобы ветер не дунул с запада - иначе многотонные деревья могут рухнуть на дом. Ветер ЮЮЗ меняется на ЮВ, постепенно ослабевает. Ливень кончается внезапно. Однако грозовая канонада с живописнейшими световыми эффектами продолжается еще не меньше получаса. Утром пасмурно, дождливо и прохладно, порывистый ЮЗЗ ветер.

MrX
Участник
Письмо
СЗФО
# Дата: 24 Апр 2006 20:10


В начале 90-х гг.(точный год не помню) середине августа в Тверской области (во всяком случае в моем пункте) установилась сильная засуха. Экстремальной жары не было, но дышать с каждым днем было все тяжелее. Наконец, накануне отъезда в Питер (если не ошибаюсь, 19 или 21 число), атмосфера решила разрядиться. С утра было ясно, довольно свежо и ветрено. (ветер ЮЮЗ). Днем стало жарко (около +23-25), ветер начал стихать. Областное радио передало, что вечером будет гроза, хотя накануне был прогноз б/о. Дело шло к вечеру, все было спокойно. Я начал унывать. В 16.20 (примерно) на западе (5-10км) показались перистые облака. В 16.50 они закрыли уже весь западный горизонт. В 17.30 скрылось солнце. В 18.00 небо стало приобретать бледно-синеватый оттенок. В 18.30 поднялся слабый ЮЗ ветерок. Небо синего цвета. 19.00 - небо интенсивно темнеет, 19.30 - цвет западного горизонта - фиолетово-черный. Столбы ЛЭП кажутся ослепительно белыми на фоне черной стены облаков. От этого перехватывает дух. Мертвая тишина. 19.45. грязно-черно-серое небо на западе прорезывают мощные красные молнии, но разряды не выходят из облаков и их можно различить с трудом - настолько плотный массив облаков.
20.00. с каждой минутой усиливается ветер, постепенно. Сначала он "ведет зачин" с ЮВ, с каждым следующим порывом отклоняясь вправо градусов на 20. Что любопытно, грозовая система уже охватила половинну южного и северного горизонтов, то есть как раз половину неба с границей аккурат в зените. Ветер тем не менее усиливается именно с ЮВ, со стороны еще чистого неба. Чем дальше на запад, тем ветер слабее, а там, где небо совсем черное - штиль.
20.15 ветер достигает штормовой силы дует уже с ЗСЗ, небеса обрушиваются тоннами воды, гонимой ветром. Становится очень темно, не видно ни зги - ни деревьев, ни молний, ни неба, ни земли, не слышно грома из-за рева ветра и грохота ливня по стеклам. Это была первая и единственная в моей жизни гроза, от которой я прятался под кроватью (мне было 5-7 лет, вроде). Ни до ни после нее, это не повторялось. Кончилась она в 10 часов (просветлений так и не было), а дождь шел всю ночь.
Жалко только, что мне не запомнился точный год и дата этого яркого события.
С тех пор таких сильных гроз именно в конце августа мне видеть не доводилось.

gekla
Участник
Письмо
Москва
# Дата: 24 Апр 2006 22:35 - Поправил: gekla


Итак, с другом постарше меня вспомнил сейчас грозу в Турции подробно(тогда я был достаточно мал и этим не интересовался ещё так сильно: 10 лет кажись).
Обычный жаркий но душный день. Середина Июля. Вечером стадо очень душно. С моря подул слабый и влажный ветер ( с юга). Когда стемнело и стукнуло 11 ночи, я забрался на крышу нашего маленького отеля- особнячка и принялся осматривать город вокруг. Вдруг заметил в стороне моря яркие и частые вспышки. Ввиду освещения неба огнями дискотек и гостиниц, я думал сперва, что это фотовспышки рядом, или прожектор мелькает. Через минут десять я уже понял, что это сверхсильная гроза, т. к. над морем стали видны светящиеся массивы облаков. Побежал на пляж, подальше от огней городка. Увидел ярко светящиеся громады туч, приближающиеся к берегу. Вдруг длинная линейная молния шибанула в электромачту на горе рядом с городом, справа от меня. За мной город погас. Молнии стали бить снопами по 3-5 штук сразу в воду, в корабли на горизонте, в ближайшие горы, в городские вершины... Я сначала пришёл в бурный восторг, но одна жииирная капля стукнула мне по макушке. Я бегом побежал обратно в отель. Пока бежал, дорогу освещал непрерывный свет от молний (они были ярко-красными), стоял дикий грохот и рёв. Ветер исчез. Когда выбежал уже на мостовую перед отелем, вдруг в воздухе просвистело нечто крупное и разбилось у моих ног на мелкие ледяные осколки. Это была градина размером с хорошую сливу! Я, мягко говоря, потерял дар речи и мигом вскочил в крытый внутренный двор отеля. Тут началось: по пластиковой крыше-куполу забарабанило. начало закладывать уши, вскоре раздавались отдельные тяжёлые удары, словно кузнец бьёт молотом, и в крыше появились дырки. Персонал срочно начал убирать мебель со двора, сквозь бреши полились потоки воды и градин. Вскоре крыша провалилась вовнутрь, я уже был в номере и смотрел на шоу через балкон. Через минут двадцать на балконе отложения градин стали больше чем по щиколотку, потом и до моего тогда ещё маленького колена. Подул ураганный ветер, свистело со всех сторон, градины бились о стену, о дверь. Молнии сверкали по нескольку в секунду. Они описывали световые арки, ворота, дуги, кривые, ветви... Гроза с ливнем продолжалась до двух ночи. На следующее утро картина была ужасной: битые машины, огромные дыры в навесах, рекламных щитах, размытый пляж... Валялись куски черепицы, разбросанные столы и стулья (пластиковые). Но курортная жизнь скоро потекла как обычно. Самые крупные градины были размером с куриное яйцо, изредка с абрикос, возможно, с апельсин, судя по разрушениям.
Было это в городе Кемер, блих Анталии.

lord Raul D
Участник
Письмо
Москва - ЗАО
# Дата: 24 Апр 2006 23:19


amakarevskij
но вспоминается гроза со шквалом на Севере МСК в 2000 (или 2001-м?)

На сколько я помню, это после этой грозы по всем СМИ сообщили, что на С, СЗ Москвы обрушился сильный град, у множества автомобилей и в сотнях квартир градом разбиты стёкла и т.п.
Я какраз был в районе Крылатских холмов. Причём формы, очертания и цвета туч впечатляли гораздо больше, чем многочисленные молнии и град со шквалом. Жуткое было зрелище. До сих пор страшно вспоминать :)

Morozov_S
Участник
Письмо
Нижний Новгород
# Дата: 27 Апр 2006 20:22


yogimax
gekla
Большое спасибо за интересные сообщения!
MrX
вечером 12 июля 2005 я возвращался на самолете с Кипра, и всю эту облачную красоту над Болгарией видел очень подробно. Так же прочувствовал на своей шкуре в виде долгой и мощной тряски. Сейчас вспоминать смешно, а тогда пол-самолета мысленно прощались с жизнью...

А вот с этого места можно поподробнее :-) Просто мне очень
интересно наблюдать за грозовыми облаками с борта самолета.
Такое было всего один раз при полете в июле 1988 г. из
Горького в Симферополь, когда пришлось переваливать через
грозовой фронт на высоте 12 км в районе Воронежа,
болтанка была не очень сильная но с большой частотой колебания машины - в точности как при езде на автомобиле по булыжной мостовой.

Добавил еще описание двойной мощной грозы в 2001 г.:
http://nospam.mylivepage.ru/file/75/229/13082001.d oc

Foxer
Участник
Письмо
# Дата: 27 Апр 2006 20:57 - Поправил: Foxer


вспоминается гроза со шквалом на Севере МСК в 2000 (или 2001-м?) году

amakarevskij
lord Raul D
Этот град был в Москве в 1999 году. Я это помню точно. Через год после сильнейшего шквала ( именно шквала) 20 июня 1998 г.
В 12 дня по многим радиостанциям объявили штормовое предупреждение. Даже привели разъяснение синоптиков о сложившийся метеорологической ситуации на тот момент и почему они ждут такого резкого изменения в погоде в Москве. Тогда стояла очень долго сильная жара и духота, и вот в этот день около 13 - 14 часов дня проходил активный ХФ. Такого крупного града я не видел никогда! Многие машины встали. Когда я открыл окно, на улице был жуткий шум, по асфальту, крышам домов и автомобилей, по деревьям, по всему, что можно долбили крупные градины. Помимо этого наблюдался шквалистый ветер, гроза, которую из - за града почти небыло слышно, и сильный ливень. Ощущение от происходящего было страшное! Это действо продолжалось минут 5. Затем всё прекратилось. Ещё помню, как набегали облака. Сначала естественно ничто не предвещало таких событий. Затем с Ю-В начали с огромной скоростью подходить облака разных типов. И вот буквально на глазах образовалось то, что потом обрушилось на некоторые районы города.
Если вы имеете ввиду именно эту грозу со шквалом и градом, то это было именно тогда. А вот месяц точно никак не могу вспомнить. По моему это было в июле.

lord Raul D
Участник
Письмо
Москва - ЗАО
# Дата: 27 Апр 2006 23:25


Foxer

Да-да, скорее всего именно об этой грозе была речь.
Вот если бы ещё нашлись данные о синоптической обстановке на тот день..
Надо будет в архивах покопаться.

MrX
Участник
Письмо
СЗФО
# Дата: 28 Апр 2006 00:45


А вот с этого места можно поподробнее

Можно, даже нужно, хотя описать трудновато, это надо просто видеть!
В огромном количестве сплошной цепочкой громоздились горы, башни, наковальни. Состояли они из множества ярусов, соответственно верхние были молочно-белого цвета, далее вниз кремового, желтоватого, желто-розового, розово-фиолетового, и фиолетово-черного. Большинство имели "кипящую" фактуру. Особенно величественно смотрелись наковальни с отвесными пепельно-черными стенами падения. Надо сказать, что высота большинства облаков была существенно выше высоты полета, особенно устремлены ввысь были мрачные наковальни. Издалека вся система представляла собой единую цепь, без разрывов, это был настоящий ХФ, имхо.

Corvus
Автор сайта
Письмо
Владимир (г. Байконур)
# Дата: 28 Апр 2006 09:20


А вот с этого места можно поподробнее :-) Просто мне очень
интересно наблюдать за грозовыми облаками с борта самолета.



Foxer

А вот описания из прекрасной книги лётчика В. Ершова "Раздумья ездового пса"

http://www.fictionbook.ru/en/author/ershov_vasiliy i_vasilevich/razdumya_ezdovogo_psa/



Летом при снижении в облаках надо учитывать наличие замаскированных гроз. Конечно, при наличии радара их обойти нетрудно. Но летом наши радары от интенсивной эксплуатации и троечного качества выдают на экран такую, извините, информацию, что разобраться в ней может, и то с трудом, только штурман-рентгенолог, что ли. Да и попробуйте-ка, только что погрузившись из сияющего солнечного пространства в мутный полумрак облаков. И, кроме того, никто не гарантирует, что наклон узкого луча соответствует градуировке на шкале. А ведь по наклону луча мы определяем высоту верхней кромки облаков, которые надо обходить.
Однажды мы приступили к снижению в Благовещенске и вошли в облака, прекрасно наблюдая впереди, гораздо ниже нас, засветку от грозового очага и рассчитывая пройти выше нее на снижении.
И – вскочили.
Нас взяло «за шкирку», как щенят, и с немыслимой силой, с потрясающей мощью спокойно и неумолимо понесло вверх.
Вот тогда я и испытал дикий, пещерный ужас. Грандиозность этой силы превосходила все мои понятия. Но никаких понятий, никаких мыслей, никаких чувств, кроме всепоглощающего, смертельного ужаса, я не способен был воспринять. Это было на одном судорожном вздохе: «Х-х-х-х!»
Когда смотришь эти боевички, где падающий в пропасть человек кричит до-о-олгим криком, думаешь: не прыгали вы с парашютом… Там тоже это: «Х-х-х-х!» – на вдохе, и только одна мысль: да когда же это кончится?
Потом кровь ударила снизу. И это безысходное осознание: вскочили! попали!
Шум воздуха за окном необычно, страшно изменился. Доли секунды медленно протекали через меня. А я сидел, вдавленный в кресло, и был беспомощен, как зародыш.
И – выплюнуло…
Ну, может, три секунды это длилось. Спасибо грозе, что проучила и выпустила.
Вошла бледная проводница, держась за плечо, и сообщила, что «Томка сломала ногу». Кому-то из пассажиров срочно захотелось попить, она взяла поднос с водой, а тут этот бросок, упала, поднос сверху… Лежит, охает.
– Пассажиры-то как? Сама-то ты как?
– Да вроде ничего. Всех пристегнули. Плечо вот…– она сморщилась от боли.
– Томке врача…
Вызвали по радио доктора к самолету. Сели: проливной дождь, весь перрон покрыт слоем воды. Для полноты счастья еще и колесо лопнуло, надо менять.
Приборы зафиксировали перегрузку 2,35.
Доктор осмотрела ногу: ничего страшного, растяжение. Забинтовала туго: «Домой долетишь?» А куда деваться. Тем временем колесо заменили, а там и нога чуть успокоилась, и от души отлегло…
А дома меня с экипажем ждал накрытый стол: в этот день мне стукнуло тридцать девять. Оказывается, дураку и на сороковом году не грех поучиться, как перед грозой проверять регулировку локатора и какой стороной обходить засветки.





Corvus
Автор сайта
Письмо
Владимир (г. Байконур)
# Дата: 28 Апр 2006 09:32




Однажды летом готовились мы к вылету куда-то на восток. Ночь была ненастная: один за другим подходили грозовые фронты, в небе гремела воздушная война, полыхал горизонт; ветер швырялся то мелким дождичком, то звонким, отборным ливнем. На экране метеорологического локатора было белым-бело от грозовых засветок, и нам предстояло как-то выбрать курс взлета и маршрут выхода на восток, изворачиваясь среди гроз и столбов ливня, пронизываемых молниями.
Время уходило; мы уже несколько часов были на ногах, в тревожном ожидании, раздираемые желанием использовать открывавшийся в течение ближайшего часа вариант взлета и сомнением, успеют ли к этому моменту подготовить наш рейс. Рейс был с задержкой, и земля готовила нас, как всегда, неторопливо.
Но все рано или поздно кончается. Обычно, когда уже все силы, казалось, исчерпаны и хочется только одного: спать, спать хоть где, хоть как, - в это-то время и отъезжает, наконец трап. И вот теперь надо собрать остатки сил и поднимать лайнер в самую грозовую круговерть, да так, чтобы нигде не зацепить.
Или что – отказаться и идти спать?
Запустились. Раскрутили приборы, порулили на старт. Заранее прощупали локатором все небо в поисках подходящей дырки, в которую можно было бы прошмыгнуть после взлета.
Дырок было немного, они все время перекрывались перемещающимися очагами гроз и осадков, и надо было предугадать перемещение и просмотреть пространство дальше, с учетом того, куда мы полезем после взлета и на какой высоте какую засветку будем огибать.
Очаги были на всех высотах. Пока рулили под 90 градусов к полосе, Филаретыч определил за несколько секунд, что на восток взлетать нельзя, а если взлетим на запад, то сразу отворот на юг, потом на юго-запад и далее на запад; дальше видны были проходы на север, северо-восток, и уже за сто километров – на восток.
Получался выход по какой-то спирали, по часовой стрелке. Причем, первые полсотни верст на запад все равно приходилось идти под размытыми засветками, не набирая более 2500-3000 метров высоты, лавируя по радиолокатору между зонами дождя и возможного града.
Пока заруливали в конец полосы, обстановка изменилась. Засветка перекрыла курс взлета в десяти километрах; она не торопясь перемещалась вправо, на север, и через пару минут можно было взлетать, но с юга подходила еще одна, и уж если закроет проход, то ждать долго… а топливо-то двигатели жгут. Короче – после взлета надо сразу отворот влево.
Диспетчер, по своим данным, так и посоветовал: левым разворотом выходить на восток. По его локатору видны были проходы; по нашему – не было; а лететь-то нам.
Я принял решение: после взлета уходить в узкую кишку влево, далее, не набирая высоты, пройти на юго-запад, а потом, разогнавшись, с максимальными скоростью и набором выскочить в видневшийся правее проход на север. А уж там – видно будет.
Тут надо учитывать и зависимость увеличения радиусов разворота от роста скорости, и слабые, размытые засветки от осадков, и уменьшенную скороподъемность от веса и жары… да много чего надо учитывать.



amakarevskij
Участник
Письмо
Москва
# Дата: 28 Апр 2006 09:32


Foxer
Этот град был в Москве в 1999 году. Я это помню точно. Через год после сильнейшего шквала ( именно шквала) 20 июня 1998 г.

Хм... Странно... Про июнь 1998 я помню по рассказам (самого меня в МСК не было, товарищи в красках описали - одного угораздило в это время в магазин пойти); а вот про второй был в полной уверенности, что это было в году 2000 или 2001-м. Потому как я помню, что возвращался именно с работы (в 1999-м я ещё учился на 5-м курсе:)).

Видимо, мы всё-таки имеем ввиду разные события - потому как при описываемой мной грозе града (по крайней мере у нас в Бибирево) - не было; был только сильнейший ливень и ветер и продолжалось это более 5 минут (минут 15-20), было около 16-17 часов вечера, после этого облачност верхнего яруса закрывала небо до захода солнца. По траектории эта гроза задела Химки, Северный, Северо-восточный округа и через Лосиный остров ушла на Балашиху (направление движения с СЗ на ЮВ).

Хотя, возможно у меня что-то в памяти перепуталось, а град наблюдался в соседних округах, а я всё-таки ехал с учебы:) Но по-моему, всё-таки было что-то подобное в 2000 или в 2001-м.

Corvus
Автор сайта
Письмо
Владимир (г. Байконур)
# Дата: 28 Апр 2006 09:32


После отрыва началась свистопляска, со сдвигом ветра, ударами зарядов ливня в стекла, болтанкой и скачкой скоростей. Самолет махал крыльями; Коля выдерживал рекомендуемую для болтанки скорость – 500, старательно брал задаваемые Филаретычем курсы, с предельными кренами перекладывая машину из виража в вираж.
Мы с Витей занялись локатором, следя за зарядами: не влететь бы в град, успеть бы отвернуть… так… вот вроде дырка – полезли!
Кругом сверкало; в темноте фиолетовые «чертики» статических разрядов сбегали по стеклам, кабина тряслась…так, влево, энергично, крен 30! Теперь вправо, еще, еще правее… зацепим же! Нет, вроде проскочили… Как там скорость – 500… молодец, так и держи… ну, еще немножко… так, сейчас потрясет…
У бывалого читающего человека все эти страсти должны вызвать кривую ухмылку: «знаем мы ваши страхи»…
Да уж. Тут было не до страха; ну там резко трахнет о стекло залп ливня… вздрогнешь – но это как собака внезапно из подворотни… Мы работали. Высота росла медленно: лето, жара, стотонная машина не лезет – да это пока и на руку: пройти под основными засветками, пока нижний край где-то под 3000 метров. Потом, повыше, когда за бортом похолодает, машина пойдет в набор охотнее.
Мы проползли узкой кишкой, но болтанка не прекращалась; скорость разгонять было нельзя из-за увеличения радиусов разворота. Пришлось на ходу менять план: с максимальным креном отвернуть в совсем уж узкий проход, внезапно открывшийся справа. Через него открывалась дорога на север, а мы уже и так ушли на юго-запад верст на сорок. Давай!
Кое-как, благодаря малой скорости и глубокому крену, мы вписались, едва не влетев в багрово сверкающее облако слева рядом, а уже и справа полыхнуло зелено-голубым, и снова «чертики» на стеклах и треск в наушниках.. Пролезли…
Маленькая передышка. В кабине было шумно, команды следовали одна за другой, вентиляция добавляла свои децибелы, и только молнии вспыхивали кругом с жуткой молчаливой внезапностью, ослепляя на секунду, и снова мрак, и тусклый свет приборных досок, и яркий луч локатора перед глазами.
Кончилась низкая облачность, и мы пошли по каньону между клубящимися грозовыми облаками, озаряемыми то розовым, то мертвенно-голубым светом изнутри. Болтанка утихла. Коля все держал свои 500 км/час… молодец… Где-то же набил руку-то по приборам…
Но пора разгоняться, теперь можно набирать высоту порезвее. Впереди еще один фронт, надо лезть вверх.


Corvus
Автор сайта
Письмо
Владимир (г. Байконур)
# Дата: 28 Апр 2006 09:34



Не тут-то было. Скорость – 500, а вертикальная – 5 м/сек. Жара? Вес? Глянул на термометр – около ноля, а высота-то уже 5000. Чего ж она не лезет? Не забыли ли чего убрать на взлете? Так… закрылки – ноль; предкрылки – табло не горит, убраны. Интерцепторы – табло не горят, убраны. Шасси – зеленые горят…Стоп! Зеленые-то гореть не должны! Шасси выпущены!
Тьфу ты! Коля, вложивший весь свой, небогатый пока, опыт, все умение и старание в сложный взлет, забыл убрать шасси. Ну, то, что нашу кабину, «на острие прогресса», спроектировали бездарно, знают все мои коллеги. На всех типах самолетов шасси убирает бортмеханик, а у нас – только правый летчик и никто другой. Ты и пилотируй, ты и убирай шасси. Ну, мы приспособились, а Коле, без опыта, без выработавшегося стереотипа действий – оказалось слишком сложно; а я, капитан, не проконтролировал.
Плюнул, убрал шасси, разогнались, повернули на восток – и начался отдых. Шум в кабине резко утих – прекратился рев воздуха в нише передней ноги. И так стало уютно, так благостно: отмучились… Машина резво полезла вверх, перескочила грозовой фронт; а тут и восток заалел, и курицу принесли… И начался полет. Дальше уже все было просто: еще десять часов, еще две посадки, еще грозы – обычная работа.





Corvus
Автор сайта
Письмо
Владимир (г. Байконур)
# Дата: 28 Апр 2006 09:37




Разрушающаяся гроза, под вечер, тоже может преподнести сюрприз, откуда и не ждешь.
Вылетели из Богучан на Красноярск на Ил-14. С запада подходил теплый фронт, на нем к вечеру стали развиваться грозы. Лету было полтора часа, но уже через 30 минут перед нами встала громада черных, клубящихся и периодически подсвечивающихся изнутри облаков. Это была сплошная стена, надвигавшаяся спереди справа, и лезть в нее на ночь глядя не решился бы и самоубийца.
С траверза Мотыгина мы свернули под 90 влево, вышли на Тасеево, норовя обойти грозу южнее. Не тут-то было: облачность чуть не подковой охватила нас, оставив путь только на Дзержинское и запасной – Канск.
Повернули еще левее, уже на восток, обошли Дзержинское и помчались на всех парах в Канск, потому что очень уж страшная была громада, очнеь уж ворочалось и светилось внутри ее багровое зарево.
Сумерки только начинались: за фронтом на западе еще светило над горизонтом солнце; земля пока хорошо просматривалась.
Пассажирам, должно быть, картина была очень развлекательная: вышедший в салон радист рассказал, что все прилипли к окнам и очень удивились, что он их всех пристегнул.
На заднем ряду одного ремня не оказалось; парень с девушкой сидели в обнимку, девушка была пристегнута, а парень так.
На юге посветлело. Фронт кончался, проглянула полоска вечерней зари, и мы приняли решение идти домой по трассе Канск – Красноярск.
Где-то в районе Заозерного дорогу нам еще преграждал небольшой хвост, как раз на нашей высоте, и мы запросили снижение с 1200 до 900 м, норовя поднырнуть. Уже прямо по курсу виден был закат, и только этот хвост, южная оконечность фронта, вуаль, вроде бы ничем не угрожающая нам, тянулась на юг еще километров на полсотни.
Мы снизились; получалось, что пройдем как раз под нижней кромкой. Командир из осторожности снизился еще на пятьдесят метров, хотя в этом и не виделось особой нужды.
Какой-нибудь километр пути. Десять секунд – и мы на свободе: дальше чисто, оранжевый закат на полнеба; а на севере…но мы уже убежали.
Хорошо, что мы выработали привычку в полете быть всегда пристегнутыми. Самолет выдернуло из-под нас так резко, что мелочь из незастегнутого кармана рубашки фонтаном брызнула в потолок и разлетелась по кабине. Грузный командир пушинкой взлетел под потолок, выпустив штурвал, но удержался не слишком затянутым ремнем; я пристегнулся потуже и усидел, а вот слабо затянувший ремень бортмеханик от рывка растянул поясницу. Вдобавок еще два амбарных замка – от входной двери и двери пилотской кабины, – болтающиеся на трубке его сиденья, сгуляли в потолок и оттуда рикошетом проехались ему по лысине. Радист не пострадал, упершись ногами в перегородку своей тесной каморки.
Самолет провалился всего-то метров на пятьдесят. Акселерометра на нем не было, и не известно, какую отрицательную перегрузку выдержало его толстое крыло.
И все. Радист сходил в салон. Пассажиры сидели очень смирно. Глаза у всех были круглые, а лица мокрые от пота и очень грязные: от броска сорвало и перевернуло панели пола, и вся грязь и пыль, взлетевшая с них, медленно оседала на лица разом взмокших людей. Парень на последнем кресле засунул руку под ремень своей подруги и до посадки не отпускал.
Этим уже ничего насчет ремней объяснять не надо.




Foxer
Участник
Письмо
# Дата: 29 Апр 2006 11:35


Видимо, мы всё-таки имеем ввиду разные события

amakarevskij
Возможно. Я постараюсь покапаться в Интернете. Может, что нибудь найду про тот запоминающийся град, который у меня на памяти.

. 1 . 2 . 3 . 4 . 5 . 6 . 7 . 8 . 9 . 10 ... 41 . 42 . >>
Ваш ответ

          Отменить *Что это?

 » Логин  » Пароль 
 
 
Полезная информация:



Поддержка: miniBB forum software © 2001-2017