Путешествие в Турцию из Санкт-Петербурга, август-сентябрь 2014 г.

Полезные ссылки:
Метеоцентр.Азия - наш сайт с высокодетализированными прогнозами погоды по пунктам Pоссии и мира
Облегчённая версия Метеоклуба (для смартфонов)

Путешествие в Турцию из Санкт-Петербурга, август-сентябрь 2014 г.

Сейчас в Метеоклубе:
Участников - 3 [ Sunspot, whirlwind, Mischel ]
Максимальное одновременное количество посетителей: 308 [2 Ноя 2013 22:42]
Гостей - 296 / Участников - 12

 - Начало - Ответить - Статистика - Pегистрация - Поиск -

МЕТЕОКЛУБ : независимое сообщество любителей метеорологии (Европа и Азия) : ФОРУМ О ПОГОДЕ И ПРИРОДЕ / Путешествия, география, история / Путешествие в Турцию из Санкт-Петербурга, август-сентябрь 2014 г.
Автор Сообщение
denisrum
Участник

Санкт-Петербург
# Дата: 1 Мар 2015 00:18 - Поправил: denisrum


Приветствую всех! Хотел бы рассказать о поездке в Турцию в августе прошлого года. Не совсем заурядной эта поездка вышла потому, что, как это у нас принято, мы решили отправиться туда на машине прямо из Питера.

Изначально в планах на путешествие было восхождение на Эльбрус, затем переезд в турецкий Кемер с пятью днями на море и проезд по Восточной Европе от Греции до Эстонии на обратном пути. Однако, из-за внезапной болезни двух из четырех человек в составе «экспедиции», маршрут решили преодолевать с точностью до наоборот, при этом исключив Грецию. Таким образом, до начала восхождения на Эльбрус еще оставалось немного времени. В итоге, мы поехали следующим образом: Петербург – Минск – Домачево – Освенцим – Братислава – Будапешт – Белград – София – Стамбул – Памуккале – Кемер – Каппадокия – Татван – Догубаязит – Ардаган – Мцхета – Лагодехи – Баку – Грозный – Эльбрус – Питер через Орел, Брянск и Смоленск. Всего проехали 12100 км за 21 день, включая 5 дней на море в Кемере. Непосредственно на поездку было истрачено в районе 40к рублей каждым членом нашей «команды».

Итак, двое заболевших, в том числе ваш покорный слуга, наконец немного пришли в себя, и мы в бодром расположении духа, до отказа нагрузив огромный багажник Октавии туристическим барахлом, в самое лучшее время для прощания с Питером – в 17 часов в пятницу (22 августа), приступили к выезду из сего замечательного города по великолепному автобану М20, который теперь зовётся Р-23. Отстояв в любимой пробке перед Гатчиной всего час, на наше удивление далее поехали без задержек. Зато за это время полюбовались мощными КД над полями, периодически накрывающими нас и дававшими ливни и град при +13. Пробыв всю ночь в дороге, к 7 утра следующего дня подъехали к посту Домачево. С виду совсем небольшая очередь, как это часто бывает на восточной границе Шенгена, растянулась на 4 часа за счет неторопливых белорусских пограничников и гораздо более неторопливых польских. Тем не менее, для данной границы такое время пересечения могу считать нормальным. Польша встречала солнечной погодой и возвратом летнего тепла, в течение дня воздух прогревался до +22…+24. Так как по этой дороге в теплое время года ранее мы не ездили, я впервые в жизни увидел настоящие широколиственные леса в период вегетации. С непривычки смотрятся очень впечатляюще. Поплутав немного в районе Козенице, выезжаем на трассу Варшава-Краков у города Радом, и едем по ней на юг. Продвижение слегка задержала свадебная процессия из более чем 20 машин, которые тащились несколько километров по дороге, пока не свернули в одном из поселков в сторону. Наверно, цыгане. К 18 часам прибыли в Освенцим. Освещать подробности того, что осталось от лагеря, мне бы здесь не хотелось, но его размеры в какой-то степени удивили. Также обратил внимание на элитные коттеджи возле лагеря с огромными застекленными мансардами и балконами с видом прямо на остатки бараков и крематориев. При этом, поехав в Аушвиц-2/Биркенау, мы начисто забыли о существовании лагеря Аушвиц-1 со знаменитой надписью над воротами, хотя и проезжали мимо него на выезде из городка.
https://fotki.yandex.ru/next/users/denis2611/album /468963/view/1192814
https://fotki.yandex.ru/next/users/denis2611/album /468963/view/1192815
https://fotki.yandex.ru/next/users/denis2611/album /468963/view/1192816
https://fotki.yandex.ru/next/users/denis2611/album /468963/view/1192817
https://fotki.yandex.ru/next/users/denis2611/album /468963/view/1192818

Решив проехать в этот день как можно дальше, не стали останавливаться в Польше, а направились на юг, в Братиславу. Тем временем, после пересечения Восточных Карпат, снова наступила ночь и вдобавок начался довольно интенсивный дождь, сопровождавший нас всю дорогу до Братиславы. К чести словацкого автодора, водоотвод с автомагистрали Жилина – Братислава сконструирован на 5 с плюсом. Никакого аквапланирования в ливень замечено не было даже на скорости 120 км/ч. В Братиславу приехали в районе полуночи и сразу же направились в обитель европутешественника – в Макдоналдс с обязательным бесплатным вайфаем и WC. Проведя в поисках отеля 2 часа и успев за это время проехать несколько раз вокруг всего города, решаем, что ничего лучше и дешевле Астон Бизнес отеля еще в Словакии не придумали и ложимся спать там. Надо сказать, что после двух суток бодрствования сон отменный в любом отеле за любую цену.

Следующий день получился своеобразным днем отдыха. Нас ожидал переезд всего лишь до Белграда (600 км) по платным автомагистралям. Посвятив первую половину дня Братиславе, в обед едем в Будапешт. Братислава, надо сказать – необычная столица. Необычна тем, что совсем рядом с административным центром здесь удобно расположился частный сектор, а посольства других государств напоминают обыкновенные одноэтажные жилые дома.

Вид на город с монумента "На Славине"
https://fotki.yandex.ru/next/users/denis2611/album /468963/view/1192819
https://fotki.yandex.ru/next/users/denis2611/album /468963/view/1192820
https://fotki.yandex.ru/next/users/denis2611/album /468963/view/1192821

Дорога до Будапешта заняла всего 2 часа, и фактически остальные полдня мы могли спокойно гулять уже в столице соседнего государства. Очень красивый город, всем, кто еще там не был, советую посетить.
https://fotki.yandex.ru/next/users/denis2611/album /468963/view/1192822
Будайская крепость
https://fotki.yandex.ru/next/users/denis2611/album /468963/view/1192823
https://fotki.yandex.ru/next/users/denis2611/album /468963/view/1192824
https://fotki.yandex.ru/next/users/denis2611/album /468963/view/1192825
Венгерские нанотехнологии
https://fotki.yandex.ru/next/users/denis2611/album /468963/view/1192804

Про погоду сказать особенно нечего. Заток холода с северо-запада, ясно, температура не выше +20…+22. Вечером выезжаем в Белград. Уже обращают на себя внимание на трассе автомобили престижных марок (в основном, Мерседес и БМВ) с немецкими и австрийскими номерами, едущие со значительным превышением скорости, до 180-200 км/ч по визуальным оценкам. Здесь всё ясно. Эта дорога – основная трасса для турок с немецким и австрийским гражданством между их исторической и новой родинами. В обратном направлении (в Германию), что логично, их едет гораздо больше, как-никак сентябрь на носу. Выезд из Шенгена занимает не более получаса, и мы оказываемся на территории братской Сербии. Не так просто найти отель, забронированный еще в Братиславе, в белградских джунглях. Первое впечатление от города – гетто. Такое же, как Париж. Только славянское, приезжих там всё же мало. Явно не лучшее место для ночной езды по городу. Язык почти что русский. На одном из узких переулков в зад, естественно, втыкается БМВ, мигает и сигналит; послав ментально водилу БМВ туда, куда ему и следует пойти, я сворачиваю на ближайшем перекрестке к нашему наконец-то найденному отелю, Balkan Garni Hotel (не худший вариант, надо сказать).

denisrum
Участник

Санкт-Петербург
# Дата: 1 Мар 2015 00:30 - Поправил: denisrum


На утро недолго катаемся по Белграду, осматривая следы от осколков снарядов на зданиях, и едем дальше, уже в Стамбул. Ничем особенным Сербию выделить не могу, самая обыкновенная магистраль, самая обыкновенная страна… Те же турецкие Мерсы и БМВ на трассе. Пока еду более-менее по правилам. Качество покрытия, конечно, гораздо хуже венгерского. У города Ниш сворачиваем на Софию, прямо дорога уходит на Салоники. В Сербии погода абсолютно такая же, не жарко, +21…+23.
Стара-Планина
https://fotki.yandex.ru/next/users/denis2611/album /468963/view/1192827
Границу с Болгарией в Димитровграде проходим почти без остановки, несмотря на формальное наличие пограничного и таможенного контроля. Да, в Болгарию сейчас пускают с Шенгеном. В целом, Болгария производит, наверно, самое удручающее впечатление из всех стран Евросоюза, так как в Румынии я не был (не в обиду живущим в обоих этих странах). С экономикой здесь явные проблемы, заметные невооруженным глазом. Однако же, центр Софии очень даже неплох, да и сам город в любом случае гораздо приятнее того же Белграда. Пообедав отвратительным жирным дюнером (шавермой) в одной из закусочных, едем дальше. После въезда в Болгарию и пересечения невысокого отрога Стара-Планины природа становится очень похожей на среднюю полосу (исключая горы) с её сосновыми лесами и мелколиственными перелесками. К Софии сосна исчезает, но лес по-прежнему умеренного пояса, трава по-северному сочна и зелена и о близких средиземноморских субтропиках Греции пока не напоминает ничего. Да и небо наполовину забито мощной кучевкой… Тем не менее, температура в Софии повысилась по сравнению с Сербией и составила +27. Так как несколько раз на трассе нам попадался агитационный плакат с весьма интересным содержанием, дословно «ФИО такое-то… Болгария без ГАИ и госсимволики!!!», мы решили, что, скорее всего, Болгария уже осталась без ГАИ и за превышением скорости здесь никто не следит, тем более что турки на Мерсах едут свои 200 как ни в чем не бывало. Начинаю ехать уже в их ритме, 160-170, благо для этой машины такая скорость почти что крейсерская. Больше 180 не еду, расход слишком велик, да и совсем это уже нагло… Покрытие совсем плохое (для Европы), скачем на ямах, но летим. Сворачиваем на Свиленград и движемся к турецкой границе уже по обыкновенной загородной трассе. Перед границей вновь автобан, строящийся, на котором попадаются забавные временные таблички-указатели на маленьких столбиках, написанные чуть ли не от руки: Греция – направо, Турция – прямо. Написано, естественно, кириллицей, как будто бы по-русски. На КПП Капитан-Андреево – приличная очередь в сторону Болгарии, причем турки не стоят в ней спокойно, а все одновременно сигналят, требуя пропустить их в Европу как можно быстрее. В нашу же сторону – свободно. Снова на границе было потрачено не более 20 минут. Не знаю, как именно нужно произносить название города назначения Кемер или Анталью, но о существовании обоих этих городов турецкие пограничники не имели представления, по крайней мере, в том варианте, в котором их произносят все русские. Турция встретила великолепным автобаном с идеальным покрытием. И как раз после Эдирне начала появляться средиземноморская растительность. 260 км до Стамбула пролетели почти незаметно, и в город мы въехали уже затемно.

Стамбул – поистине город контрастов. В огромной 13-миллионной агломерации нашлось место как старинным деревянным домам, многие из которых либо уже рухнули, либо покосились до такой степени, что находиться рядом с ними просто страшно, так и современным небоскребам, автомагистралям и мостам. Движение в Стамбуле хотя и чудовищное по европейским меркам, но до московского все же не дотягивает по плотности. Тем не менее, ездят здесь гораздо более хаотично, чем на большей части России. Гуляя на следующий день по району Фатих, никаких пробок замечено не было. Как бы то ни было, проведя очередной час в бессмысленном поиске отеля подешевле в интернет-кафе (маленьких отельчиков в центре Стамбула море, и места есть всегда, даже в конце августа), приезжаем в один из них и решаем на следующий день на всякий случай машиной не пользоваться. Вместо этого нас ожидала 25-километровая прогулка по улочкам древнего города, начиная от мечети Султанахмет и заканчивая стенами Константинополя, сопровождавшаяся приятной солнечной погодой с температурами +26…+28. Стамбул, в целом, понравился; по моим личным впечатлениям, в этом городе гораздо приятнее находиться, чем во многих городах той же Франции. Очень порадовали дети-полиглоты на одной из улочек, безупречно выговаривающие на чистом английском слово «мани». Да и турки также показались культурными и адекватными людьми, что бы про них ни говорили. Забегая вперед, могу сказать, что и на дороге они ведут себя в пределах разумного. Да, превышают очень часто, но в условиях такой, в общем-то, пустынной страны, как Турция, и при хорошем качестве дорог (под качеством я имею в виду не только само дорожное полотно, но, прежде всего, грамотно спроектированные съезды, развязки и прочие объекты дорожной инфраструктуры, которые в данной стране до боли напоминают немецкие) соблюдать ограничение скорости в 90 (пусть даже 110) км/ч – это, извините, ничем не оправданный бред. Тем более что большинство трасс там имеют четыре полосы движения. Поэтому скорости в районе 120-140 км/ч – явление обыденное; а некоторые желающие едут и те же самые 180 при довольно высоких штрафах. Стиль вождения в Турции все же европейский, что радует. Видимо, наряду с процессом отуречивания Германии и некоторых других европейских стран, в какой-то степени происходит и обратный процесс принятия турками европейского менталитета и образа жизни.

Мраморное море
https://fotki.yandex.ru/next/users/denis2611/album /468963/view/1192828
Голубая мечеть
https://fotki.yandex.ru/next/users/denis2611/album /468963/view/1192829
https://fotki.yandex.ru/next/users/denis2611/album /468963/view/1192830
Босфор и Золотой Рог
https://fotki.yandex.ru/next/users/denis2611/album /468963/view/1192831
Город контрастов
https://fotki.yandex.ru/next/users/denis2611/album /468963/view/1192832
https://fotki.yandex.ru/next/users/denis2611/album /468963/view/1192833
Стены Константинополя
https://fotki.yandex.ru/next/users/denis2611/album /468963/view/1192834
Штурм стены войсками Мехмеда II
https://fotki.yandex.ru/next/users/denis2611/album /468963/view/1192805
Завтрак в отеле
https://fotki.yandex.ru/next/users/denis2611/album /468963/view/1192806

denisrum
Участник

Санкт-Петербург
# Дата: 1 Мар 2015 00:30 - Поправил: denisrum


На следующий день после прогулки по Константинополю, 27 августа, нас ожидал длинный переезд до Кемера с заездом на известковые террасы Памуккале (неподалеку от города Денизли). К счастью, на данном этапе никаких узких дорог, забитых фурами, на нашем пути не оказалось, и мы весьма бодренько домчали до Памуккале за 7,5 часов. В глубине Анатолии было жарко. В течение всего дня по всей трассе температура держалась на уровне +36…+38, благо кондиционер работал исправно и жару мы так и не почувствовали. Прибыв в Памуккале в 6 вечера, ощутили лишь скромные +34. Думаю, что днём на том южном склоне с террасами вполне могло быть +40. Нас же Памуккале с древним Иераполем порадовали не чудовищной жарой, а красивым закатом над высохшими белыми известковыми травертинами. Да, почему-то только искусственные травертины (ванны) были наполнены водой из горячих источников; весь остальной склон был абсолютно сухим.

Стою в целебной водичке
https://fotki.yandex.ru/next/users/denis2611/album /468963/view/1192887
Бассейн Клеопатры
https://fotki.yandex.ru/next/users/denis2611/album /468963/view/1192836
https://fotki.yandex.ru/next/users/denis2611/album /468963/view/1192837
https://fotki.yandex.ru/next/users/denis2611/album /468963/view/1192838
https://fotki.yandex.ru/next/users/denis2611/album /468963/view/1192839
https://fotki.yandex.ru/next/users/denis2611/album /468963/view/1192840
Конечно же, закат
https://fotki.yandex.ru/next/users/denis2611/album /468963/view/1192841
https://fotki.yandex.ru/next/users/denis2611/album /468963/view/1192843

Оставшиеся 260 км до Кемера преодолеваем за 3,5 часа. После города Денизли дорога идет вверх, пересекая Западный Тавр. В горах холодает до комфортных +22 (едем уже ночью), затем перед самой Антальей, на спуске к морю, резко теплеет до +28, причем влажность повышается настолько, что окна нашей охлажденной кондиционером машины начинают запотевать снаружи. Сразу я до этого не догадался, так как ничего подобного никогда не видел, и подумал, что, скорее всего, что-то случилось с самим кондиционером, и он перестал сушить воздух в салоне. Климат-контроль выключили и открыли все окна, оказавшись в своеобразной баньке после привычного сухого континентального воздуха. По нашей доброй традиции отель в пункте назначения искали не менее 2-х часов, так как никому не пришло в голову при бронировании посмотреть, где же он всё-таки находится. А находился он в самом центре Кемера, на тихой улочке, вдали от всех русскоговорящих Корнелия-Спа-Рэдиссон-Сас-Маритим резортов, что было нам только на руку.

Надо сказать, неплохое место россияне выбрали в качестве своей здравницы. По-видимому, анталийская бухта летом является самым теплым местом во всем Средиземноморье, исключая, быть может, лишь побережье Ливии. Температура воды по ощущениям составляла около +30 гр., причем даже на некотором расстоянии от берега вода была прогрета до дна. Полное ощущение горячей ванны в море и бани в воздухе (+32). На краю галечного пляжа у самой кромки воды бьют холодные пресные ключи, поэтому ночью эта более легкая пресная вода растекается тонким слоем по поверхности моря. Получается интересный эффект, когда наверху вода холоднее, чем в глубине, где она сохраняет дневную температуру. За время пребывания в Кемере успели посетить аквапарк в Анталье (не понравился, грязный) и ликийские гробницы в Мире (город Демре), по дороге к которым нами был найден небольшой дикий пляж с морем удивительно насыщенного синего цвета.

Ликийские гробницы
https://fotki.yandex.ru/next/users/denis2611/album /468963/view/1192844
https://fotki.yandex.ru/next/users/denis2611/album /468963/view/1192845
Я и мой друг Ататюрк
https://fotki.yandex.ru/next/users/denis2611/album /468963/view/1192846
Будьте осторожны! Осквернение изображений Ататюрка в Турции считается преступлением особого рода и наказывается тюремным заключением на срок от 1 до 3 лет.
Дикий пляж и синее море
https://fotki.yandex.ru/next/users/denis2611/album /468963/view/1192807
https://fotki.yandex.ru/next/users/denis2611/album /468963/view/1192808

Ровно через 5 дней мы собрали вещи и снова отправились в путь. Следующим пунктом было посещение солёного озера Туз и Каппадокии. К озеру лучше всего подъезжать с трассы Анкара-Аксарай. При движении с севера (как, собственно, и ехали мы, через Конью и Кулу), не доезжая Серефликочисара, в месте, где дорога идет прямо вдоль берега, находится официальная стоянка с кучей ресторанчиков и сувенирных лавок. Здесь национальный состав подъезжающих тургрупп уже сильно отличается от более близких к побережью мест. В основном это азиаты со знаменитыми на весь мир зеркалками, русских очень мало. Само озеро в сентябре представляет собой пологую котловину, покрытую толстой коркой соли. На поверхности корки воды нет, но, если расковырять в ней небольшую лунку, она сразу же заполнится пересоленной водой. Несмотря на высоту 900 м над уровнем моря., температура даже в 6 вечера спокойно держится на +34.

https://fotki.yandex.ru/next/users/denis2611/album /468963/view/1192847
Ку!
https://fotki.yandex.ru/next/users/denis2611/album /468963/view/1192848

Осмотрев солончак и сделав два раза «Ку!», отправляемся в Каппадокию, город Горёме, чтобы до заката успеть осмотреть Долину Любви. Появившийся на пути Макдональдс вкупе с горящими от голода желудками безжалостно разрушают эти планы, и к долине мы подъезжаем уже затемно, успев лишь сфотографировать огни города Учисара.
https://fotki.yandex.ru/next/users/denis2611/album /468963/view/1192849
Приходится останавливаться здесь, оставив осмотр долины на следующий день. И тут мы совершенно не прогадали. На утро, проснувшись до восхода, наблюдаем за одновременным подъемом более 40 воздушных шаров из Горёме, везущих японских туристов (здесь другие вообще бывают?) на осмотр долин с воздуха. Игнорируем знак «въезд на автотранспорте запрещен» на проселочной дороге к скалам Долины Любви (всё равно для появления полиции еще слишком рано), подъезжаем чуть ли не к самим столбам, как можно быстрее фотографируемся (фото не будет) и сваливаем. Сверху смотрится очень романтично. В это утро впервые за долгое время можно было насладиться прохладой прямо на улице, а не под кондиционером – температура перед восходом составляла +17.

https://fotki.yandex.ru/next/users/denis2611/album /468963/view/1192850
https://fotki.yandex.ru/next/users/denis2611/album /468963/view/1192810
https://fotki.yandex.ru/next/users/denis2611/album /468963/view/1192811
https://fotki.yandex.ru/next/users/denis2611/album /468963/view/1192851

Далее двигаемся к подземному городу Деринкую, самому большому из всех подземных городов Каппадокии, раскопанные ходы которого уходят на 60 м вглубь вулканической породы. Оказавшись в подземелье первыми, до наплыва основной массы туристов, можно почувствовать себя спелеологами в лайт-варианте, бороздя просторы подземных тоннелей, многие из которых не освещены, в гордом одиночестве.

https://fotki.yandex.ru/next/users/denis2611/album /468963/view/1192852
https://fotki.yandex.ru/next/users/denis2611/album /468963/view/1192853
https://fotki.yandex.ru/next/users/denis2611/album /468963/view/1192854
https://fotki.yandex.ru/next/users/denis2611/album /468963/view/1192855
https://fotki.yandex.ru/next/users/denis2611/album /468963/view/11928

denisrum
Участник

Санкт-Петербург
# Дата: 1 Мар 2015 00:31 - Поправил: denisrum


Так как планы восхождения на Эльбрус были всё ещё живы, после Деринкую нам предстояло преодолеть расстояние до Азау как можно быстрее, объехав Турцию по югу и посмотрев на озеро Ван. За два дня до этого мной были прочитаны не слишком ободряющие новости о закрытой Военно-Грузинской дороге из-за схода селя, ведь в случае невозможности движения по ней единственным способом покинуть Закавказье является трасса вдоль Каспия Баку-Махачкала. Это крюк, причём неслабый. В то же время начали появляться новости о завершении ремонтных работ и открытии движения, пока что частичном. За невозможностью что-либо узнать и решить заранее оставляем этот вопрос непосредственно до Грузии. А сейчас нужно было доехать хотя бы до Вана. Выруливаем на строящийся автобан у города Нигде и мчим по нему через всю Турцию на восток. Были надежды на наличие дорожных указателей на сирийские города Алеппо и Ракку в районе Газиантепа, чтобы сфотографироваться с ними и всем рассказывать, что мы были в Сирии (понты-понты), но всё тщетно, никаких указателей на Сирию, по крайней мере, на магистрали нет. В то же время незаметно для самих себя пересекли Евфрат и Тигр, о наличии которых на Ближнем Востоке тогда было благополучно забыто. Снова было жарко, хотя и не так, как в западной части Турции, преимущественно +34…+36, в Диярбакыре +37. Тем временем, после въезда в неофициальный турецкий Курдистан обстановка начала меняться. Города становились всё менее ухоженными, а на смену идеально ровному и гладкому асфальту пришли ухабы, волны и рытвины, от которых панели в салоне начали нещадно скрипеть. Теперь уже часто можно было наблюдать на дороге заброшенные ремонтные работы, которые вряд ли когда-нибудь собираются заканчиваться. К озеру Ван подъехали снова в темноте, спасибо Луне, что так вовремя оказалась на небе. Ничего не сфотографировав и попробовав воду на ощупь (вода щелочная и мыльная, температура как в озерах Ленинградской области в нормальном июле), едем дальше вдоль северного берега. На ночлег останавливаемся в городе Эрджиш, а как только начинает светать – снова отправляемся в путь.

Передвигаясь по Армянскому нагорью, совершенно не осознаешь, на какой высоте находишься. Узких серпантинов нет, резких перепадов высот – тоже. Определить высоту можно только по растительности и температуре. Так как высота водного зеркала Вана составляет 1650 м, то и температура здесь была соответствующая, всего-навсего +13. А между Ваном и Догубаязитом и вовсе местами опускалась до +9. Растительности же не наблюдалось никакой, сплошные горные луга. Пастбища. Овцы. Пастухи с посохом и в кавказских шапках. Настоящий Кавказ. Но дороги по-прежнему оставались широкими и, преимущественно, четырехполосными, хотя теперь уже и покрытыми слоем гравия на нераскатанных машинами местах, поэтому в случае обгона все камни летели, понятное дело, прямо в машину. В Догубаязите, несмотря на его высоту, воздух уже прогрелся до +20. Город бедный; вечно недостроенные дома и дороги придают ему некий особый «ближневосточный» колорит. Но нам было совершенно не до насущных проблем местных курдов, здесь нас интересовали лишь фоточки с Араратом, ничего более.

Близко к Ирану
https://fotki.yandex.ru/next/users/denis2611/album /468963/view/1192857
Холодное утро
https://fotki.yandex.ru/next/users/denis2611/album /468963/view/1192858
Граница с Ираном, проходящая по вершинам ближайших холмов
https://fotki.yandex.ru/next/users/denis2611/album /468963/view/1192859
https://fotki.yandex.ru/next/users/denis2611/album /468963/view/1192860
https://fotki.yandex.ru/next/users/denis2611/album /468963/view/1192861
Арарат
https://fotki.yandex.ru/next/users/denis2611/album /468963/view/1192862
Догубаязит - Ыгдыр
https://fotki.yandex.ru/next/users/denis2611/album /468963/view/1192863

Перед Ыгдыром – затяжной спуск по прямой, пройдя который можно оценить высоту Догубаязита. В Ыгдыре появляется типичная «южная» растительность, сельское хозяйство, а температура поднимается до +24…+26. Но больше всего удивило не это, а то, что совсем рядом с наглухо закрытой из-за небезызвестных событий границей с Арменией люди спокойно живут и работают, буквально в 200 м от неё, и более того, разрешают проезжать по приграничной дороге российским путешественникам. На этой границе я ожидал увидеть мощные укрепленные валы, колючую проволоку, собак, злых пограничников с автоматами, да хотя бы погранзону километров в 30-50 шириной, как у России с капиталистической Финляндией. Реально же приграничная зона выглядит действительно как граница Финляндии и России, но с финской стороны. После Ыгдыра – оазиса жизни – дорога вновь пошла вверх, а растительность исчезла. В условиях южного солнца температура оставалась на уровне +22…+24 градуса. Снова появились огромные стада овец; иногда встречались коровы и лошади. По известной восточной привычке, выпас скота производится прямо на дороге, что вылилось как минимум в 2 трупа коров и один труп лошади на обочине, сбитых, надеюсь, грузовиками. В асфальте, тем временем, довольно часто попадались вполне приличные ямы, способные уничтожить колесо в случае прямого попадания, да и вечный щебень уже также достал. Не доезжая Ардагана, поворачиваем на Пософ, к грузинской границе. Здесь дорога становится двухполосной, а о качестве покрытия говорить и вовсе не приходится. Часты ремонтируемые участки с полностью отсутствующим асфальтом, а там, где он имеется, ямы ещё больше и глубже, чем были до того. Больше 40 ехать не рискую. Перед Пософом – затяжной подъем на перевал, а затем такой же длинный спуск в долину; на верхней точке перевала температура падает до +14 в середине солнечного дня. После Пософа до границы остается всего 20 км, однако дорога здесь залита толстым слоем жидкого гудрона, и во избежание загрязнения колесных арок и ЛКП снижаю скорость до 15 км/ч. В таком темпе проезжаем первые километры, после чего гудрон исчезает, давая возможность немного разогнаться. И вот, наконец, бесконечная Турция закончилась и впереди замаячила долгожданная граница exСССР. Машин нет вообще в обе стороны. Турецкая сторона пропустила без проблем, на грузинской потребовали вытащить большие сумки из багажника и просветить на рентгене. Также грузинские таможенники посчитали нас «новыми русскими», так как мы едем на новой Октавии, купленной за баснословные деньги. На этом приключения с границей завершились, и мы въехали в братскую Грузию. После дорог восточной Турции было ощущение, что попали в Европу, исходя из качества асфальтового покрытия. В первом же населенном пункте – Вале – навстречу нам попадается похоронная процессия, занимающая дорогу по всей ширине; пришлось пропускать. Будучи наслышанным об особенностях вождения в этой стране, несколько десятков километров тащусь за «каблучком» 70 км/ч. Может быть, и не напрасно, так как на одном из поворотов навстречу вылетает, визжа резиной, Х5, слегка цепляя и нашу полосу. Но все ягодки были еще впереди. Грузинский стиль вождения, скажу честно, превзошел мои самые смелые ожидания. Как только кончилась извилистая часть трассы вдоль Куры, местные водители тут же решили во что бы то ни стало ехать чуть быстрее впередиидущего. Учитывая то, что до автомагистрали Карели-Тбилиси оставалось около 15 км, более бессмысленных и опасных обгонов я никогда ранее не наблюдал. Обгоняют абсолютно все, на любых автомобилях, начиная от «шестерок» и заканчивая автобусами. Часто «на амбразуру» бросаются сразу несколько машин, в итоге нередки случаи, когда обгоняют одновременно и по левой полосе, и по левой обочине. Четко в своей полосе же не едет практически никто. В таком ритме езда скорее напоминает ралли, но никак не обыкновенную поездку по загородной трассе. Поначалу это даже веселило, так как за несколько часов в Грузии у нас была возможность почувствовать настоящий колорит страны, но затем начало и пугать. Разум просто не мог логически обосновать большинство маневров грузинских водителей, а оттого возникло опасение, что обгоняющее авто могло внезапно вывернуть вправо и просто сбросить нас в кювет, или врезаться сзади, справа и откуда угодно, я бы не удивился ничему. Возникает лишь один вопрос: зачем??? Ведь, не говоря уже о безопасности движения, постоянная езда в подобном режиме выливается в гигантский расход топлива и значительно сниженный ресурс двигателя и ходовой. Неужели у людей есть желание переплачивать немало лишних денег только для того, чтобы выделиться перед соседом по потоку? И не сказать, что люди здесь настолько богаты, что для их кошелька это может быть неощутимой потерей; машин стоимостью выше 1 млн. руб. на дорогах Грузии очень немного. Да и для любого водителя, как кажется мне, подобная езда – это немалый стресс. Для чего нужно его испытывать изо дня в день во время такой рутинной операции, как вождение автомобиля? Многие возмущаются тем, как ездят в России. Но по сравнению с грузинскими российские водители – просто образец дисциплинированности. Я вполне нормально отношусь к людям, занимающимся экстримом, пусть даже и не очень законным, таким как езда на крышах скоростных электричек, бэйс- или роупджампинг, но абсолютно не приемлю такое поведение на дороге, отравляющее жизнь абсолютно всем и вынуждающее абсолютно всех водителей ездить точно так же. При этом я уверен, что, заберись «зацепер» на крышу поезда в той же Грузии или в Азербайджане, ему бы впаяли как минимум незаконное проникновение на территорию железной дороги, а как максимум обвинили бы в

denisrum
Участник

Санкт-Петербург
# Дата: 1 Мар 2015 00:31 - Поправил: denisrum


шпионаже с возбуждением уголовного дела. Но когда дело касается автодорог, до бесчисленных нарушений полиции, естественно, никакого дела нет. Парадокс, причем повсеместный… В подобных размышлениях мы доехали до начала автомагистрали, где совершенно спокойно и безопасно обогнали всех обгонявших нас до того гордых джигитов, внезапно решивших начать соблюдать скоростной режим в 110 км/ч. Делают радары свое черное дело, даже грузины не могут им сопротивляться…

Наконец, доехали до Мцхеты. Поплутав немного по городку, кстати, красивому, нашли дорогу к древнему монастырю Джвари, там, где сливаяся шумят, обнявшись, будто две сестры, струи Арагвы и Куры…

https://fotki.yandex.ru/next/users/denis2611/album /468963/view/1192864
https://fotki.yandex.ru/next/users/denis2611/album /468963/view/1192865
https://fotki.yandex.ru/next/users/denis2611/album /468963/view/1192866
https://fotki.yandex.ru/next/users/denis2611/album /468963/view/1192867

К сожалению, это место было единственным в Грузии, которое мы успевали посетить, а потому вскоре выехали на север, в направлении Владикавказа. Но далеко уехать не успели. Уже через 5 км после съезда с магистрали по обочинам появились ряды фур и легковушек, а вскоре сзади нарисовалась и полицейская машина, объявившая нам, что дорога закрыта. Так как сами полицейские не были в курсе, когда её откроют, мы предположили, что после схода селя КПП Казбеги смог возобновить работу лишь частично, только в светлое время суток. На часах было всего 19 часов, и ждать до утра и тем более стоять в непонятно какой очереди по неизвестным никому правилам с горячими грузинами и осетинами не было никакого желания, поэтому единогласно принимаем решение ехать в объезд через Азербайджан, Дагестан и Чечню. Стоит сказать несколько слов и о погоде. В долине Куры вновь было жарко, до +33, но небо было забито мощными кучевыми облаками, перерастающими в кучево-дождевые над хребтом Большого Кавказа и не предвещавшие ничего хорошего для тех, кто мог бы находиться на Военно-Грузинской дороге предстоящей ночью. Итак, выдвигаемся в сторону Азербайджана. Побоявшись больших очередей на основной трассе Тбилиси-Баку, решаем ехать через КПП Лагодехи-Белоканы. Было ошибкой ехать по окружной Тбилиси, асфальта там нет, а колеи и ямы на гравийной дороге настолько огромны, что на низкой нагруженной Октавии ехать более 5 км/ч было невозможно. Многократно цепляя защитой, проползаем плохой участок и сворачиваем к Лагодехи. Здесь ситуация с грузинскими водителями повторяется, причем их агрессивность с наступлением темноты пропорционально возрастает. Пристроившись за турецкой фурой, ехавшей с приличной скоростью в 90 км/ч буквально «по головам» и не обращавшей внимание ни на что, доезжаем благополучно до безопасного места, где плотность движения практически равна нулю. Однако теперь в дело вступила небесная канцелярия. Ещё задолго до г. Цнори небо начали озарять всполохи отдаленных молний, причем конкретно локализовать их по направлению возможности не было; казалось, что они были везде. После проезда Цнори стало ясно, что грозы будет не избежать. Мощность вспышек только росла, а разряды были настолько частыми, что небо практически всё время оставалось светлым. Честно говоря, такой грозы я не видел за всю свою жизнь. На полпути между Цнори и Лагодехи начался крупнокапельный ливень, пока небольшой. Мы продолжали ехать за турецким дальнобойщиком, хоть немного, но освещавшим дорогу впереди, и реально опасаясь внезапного налета шквального ветра и падения придорожных деревьев. Мы были единственной машиной в это время на этой дороге, кроме турецкой фуры. Надеюсь, что мы не слишком напугали того водителя, ибо вряд ли он, привыкший к восточному стилю езды, считал такое наше поведение на пустой дороге адекватным, точно так же, как и я ранее относился к грузинскому вождению. К счастью, никак внешне не отреагировав на наше висение на хвосте, он свернул на стоянку в Лагодехи, ну а мы поехали на границу. Доехали вовремя, так как буквально через минуту началось светопредставление. Невозможно было оценить силу ветра из-за залитых напрочь стёкол, но ливень хлестал по ним настолько интенсивно, что из машины казалось, что находишься не под дождем, а на мойке под струей высокого давления. Молнии же не прекращались ни на десятую долю секунды; что характерно, гром был не очень сильным. Всё это при температуре +19. Шоу продолжалось недолго, и уже через 15 минут ячейка отошла в сторону (или начала распадаться?), а закрытую из-за непогоды границу вновь открыли. С грузинской стороны – никаких вопросов, и вот мы перед мощными ажурными воротами Азербайджана.

Азербайджан – це не Європа. Въезд в страну платный; выезд, впрочем, тоже. Официально деньги берут за страховку на машину (ОСАГО), так как стандартный полис Зеленая карта на территории Азербайджана не действует. Неофициально берут з а просто так, «от души», любимая формулировка жителей Кавказа. Может быть, конкретно в тот момент была возможность и для торга, но, будучи не слишком знакомым с особенностями пересечения кавказских границ, решил не зарываться. В итоге за въезд отдал 3000 руб. на оформление страховки и «неперетаскивание» абсолютно всех вещей из багажника на рентген и 30 турецких лир на паспортный контроль за постановку штампа. Рассказав о кратчайшем пути к российской границе и побратавшись, наши азербайджанские друзья (всю жизнь мечтал о подобной дружбе) посоветовали нам обязательно осмотреть Баку и пожелали счастливого пути. Меж тем, путь оказался не таким уж и счастливым. После Белокан количество упавших на дорогу веток во время недавнего шторма всё увеличивалось, пока в один момент трасса не оказалась полностью перекрытой поваленным деревом. Осознавая, что в любом случае ехать быстрее 40 км/ч в таких условиях не получится, и будучи смертельно уставшими от дороги, решаем сделать вид, что спим, прямо в машине на одной из заправок. Поспав 4 часа в вертикальном положении, перед самым рассветом едем дальше. Пытаюсь следовать указателям на Баку, получается далеко не всегда. Чуть-чуть не доехав до основной трассы, идущей к столице Азербайджана из Тбилиси, сворачиваем по указателям на Baki, на второстепенную дорогу Агдаш – Гёйчай – Ахсу – Шемаха. И с этого момента начинается настоящая жесть. Дорога, и без того не безумно хорошего качества, то и дело прерывается на многокилометровые зоны ремонтных работ, вынуждающие ехать по временным грунтовым объездам с очень крупным гравием в качестве покрытия. Скорость – не больше 10 км/ч. Изредка есть возможность разогнаться до 20-30. После Гёйчая ремонты пропадают, однако теперь грунтовка встречается ещё чаще. Следующий населенный пункт, не отмеченный на картах Гугл, и вовсе полностью лишен такого достижения цивилизации, как асфальт. В нём мы сбиваемся с пути и уходим на Исмаиллы. Теоретически, в Баку можно было проехать и там, но через несколько километров, осознав, что по дороге такого качества мы туда не доедем и к вечеру, разворачиваемся и едем по указателям, на Ахсу. По моему мнению, эта дорога была одной из самых ужасных увиденных мной, сравнимая только с некоторыми дорогами Новгородской и Вологодской областей. Полотно развалилось и просело настолько, что на асфальте можно было если не оторвать колесо, то элементарно сесть на брюхо на одном из вспучиваний, на грунтовке же ситуация с гравием аналогична. Добравшись через полтора часа до Ахсу, наконец, прекращаем заниматься мазохизмом и едем на юг в сторону основной трассы. Половина пути до Кюрдамира – асфальт, оставшиеся 10 км – та же самая опостылевшая грунтовка. С плохо скрываемым раздражением остальные участники поездки вздохнули и снова попытались изобразить сон, когда я в очередной раз сбросил скорость до 10 км/ч. Всё же менее чем через час удалось добраться до выезда на магистраль. За каким нас понесло в Лагодехи – не понимаю до сих пор. Основная дорога на Баку представляет собой нормальный четырехполосный автобан, по которому теперь мы без проблем доехали сначала до Каспия, а затем и до столицы. Побережье Каспийского моря южнее Баку сплошь усеяно нефтеперерабатывающими заводами и опутано нефтепроводами. Вода же в море какого-то неестественно-желтого цвета. Местные, по-видимому, к морю не подходят вовсе и уж тем более не купаются в нём. Надо ли говорить, что в самой низкой точке Азербайджана при сильнейшем северном ветре вновь было жарко, до +32…

Каспий
https://fotki.yandex.ru/next/users/denis2611/album /468963/view/1192868

denisrum
Участник

Санкт-Петербург
# Дата: 1 Мар 2015 00:32 - Поправил: denisrum


Баку контрастирует с остальным Азербайджаном примерно так же, как Москва – с какой-нибудь Вохмой в Костромской губернии. Город древний, по-восточному помпезный, в настоящее время переживает свое второе рождение. Большое количество недавно отстроенной городской инфраструктуры, широкая восьмиполосная набережная, вид на город с которой поражает, один из самых высоких флагштоков в мире с развевающимся флагом республики, монументальные здания в деловом центре – всё это настолько поражает после неприглядных видов сельской местности, что начинаешь задумываешься, не попал ли в Дубай или Сингапур вместо города на Каспийском море. Не все знают, но Баку является самой низкой в мире столицей независимого государства по высоте над уровнем моря. Довольно сложно освежить в памяти сей факт, находясь непосредственно на месте и видя вокруг себя многочисленные холмы, на которых и лежит город. Однако от лезущих в голову вредных мыслей быстро отвлекает уже немного подзабытый за время поездки по пустынным азербайджанским дорогам кавказский стиль вождения на городских улицах. Надо сказать, что во всём Азербайджане марок автомобилей только две – белая «классика» и белый Мерседес Е-класса, выпущенные, естественно, при царе Горохе. Но в столице иногда можно встретить и кое-что другое.
https://fotki.yandex.ru/next/users/denis2611/album /468963/view/1192869
Неизменным остается одно – ехать нужно как можно быстрее и пролезать в любую замеченную в потоке щель, иначе не комильфо. Надо сказать, у такого стиля вождения есть и преимущества – скорость передвижения по городу получается значительно выше, чем при простом движении по полосам и остановками на светофорах и перед переходами. Несмотря на чрезвычайно малое количество светофоров и вечер пятницы, пробок в Баку не было. Огромный плюс организации движения там – наличие скоростной бессветофорной набережной прямо по берегу Каспия, благодаря чему весь немаленький город можно проехать насквозь за 15 минут. Недостатки же очевидны – невозможность передвигаться по городу как-либо ещё, кроме автомобиля. Наш ритм путешествия снова сыграл с нами злую шутку, так как на осмотр такого без преувеличения исключительного города времени не оставалось. Пообедав в любимом Макдональдсе, едем на север, домой, в Дагестан.

Тот самый гигантский флагшток
https://fotki.yandex.ru/next/users/denis2611/album /468963/view/1192871
https://fotki.yandex.ru/next/users/denis2611/album /468963/view/1192872
К сожалению, центр удалось осмотреть только так
https://fotki.yandex.ru/next/users/denis2611/album /468963/view/1192873
https://fotki.yandex.ru/next/users/denis2611/album /468963/view/1192874

Снова нас потянуло в сторону с трассы. Хотя основная дорога в Россию проходит через Кубу, четырехполосная магистраль из Баку идет прямо в Хачмаз. Правда, через несколько сот метров кончается и она. Не слишком расстроившись по этому поводу, продолжаем ехать прямо через все населенные пункты к КПП Тагиркент-Казмаляр. Хачмаз, кстати, оказался довольно красивым небольшим восточным городком. Поплутав в одном месте по узким проездам азербайджанских деревень и заочно, из окна, познакомившись с местными детьми, возвращаемся на путь истинный, к границе. В последнем поселке – Ялама – дорога сужается окончательно, заставляя нас сомневаться в том, что это правильное направление. Через километр после Яламы дорожку преграждают ворота КПП, внешний вид которого явно не предвещал ничего хорошего, и перед которыми стоит не меньше сотни таксистов. Этих тружеников руля и рычага настолько много, что поначалу их легко спутать с очередью на границу. К счастью, это было не так, и уже через две машины нас пропустили на строго охраняемую территорию. Прохождение данной границы можно гордо назвать квинтэссенцией всей поездки. Первым пунктом стало то, что транспортное средство с водителем и пассажиры идут раздельно. Вторым – неизбежная такса за выезд из Азербайджана в размере 1000 руб. за недосмотр багажа. Ну и наконец, снова отличилась Россия. Будучи без пассажиров и, соответственно, без лишних рабочих рук, мне пришлось в одиночку разгружать весь необъятный доверху забитый багажник и при этом все большие сумки относить на рентген. Еще во время стояния между границами в коридоре из колючей проволоки один из местных дагестанцев предупредил нас, что этот КПП существует исключительно для челноков, которым продает услугу по недосмотру багажа. Нам же следовало ехать на Самур, на том КПП пассажирам выходить не требуется. Мужик был абсолютно прав. Узнав, что мы едем из Турции, таможенники устраивали настоящий допрос. Видимо, их глаза, замыленные потоком челноков, таких как мы видели впервые. Не привыкли здесь, что, оказывается, можно ехать через границу на собственной нормальной машине и при этом не везти ничего сверх нормы или запрещенного к ввозу. Иных целей поездки за границу эти таможенники просто не понимали. Особый интерес они проявили к нашей аптечке для Эльбруса. Было бы странно, если бы не проявили. 30 упаковок диакарба (больших белых таблеток) так и напрашивались на углубленный досмотр специально обученным другом человека. Спросили и про наличие в машине бит, травматов, ножей и прочих нужных и необходимых вещей из набора юного автолюбителя, посоветовав оные немедленно приобрести в случае отсутствия. Наконец, после миллиона каверзных вопросов, мне был отдан приказ загрузить все вещи в машину, отдать швартовы и сваливать оттуда подобру-поздорову, пока не найден повод придраться к чему-то более серьезному. Сажаю терпеливо ожидающих на выходе их КПП пассажиров в салон, и мы отправляемся на поиски трассы «Кавказ».

denisrum
Участник

Санкт-Петербург
# Дата: 1 Мар 2015 00:33 - Поправил: denisrum


Выехать из Тагиркент-Казмаляра на трассу – задача нетривиальная. Не сильно спасает и телефон с уже работающим Яндексом и Гуглом. Наступившая темнота вкупе с испортившейся погодой еще больше повысила уровень сложности предстоящего квеста. Погода, надо сказать, заставила нас уже забыть о том, что мы находимся в самой южной точке России. Температура +19, накрапывающий дождик из слоисто-дождевых облаков, штиль. Природа дает понять, что южная жара на этом окончена, и следует морально и физически готовиться к наступающей с севера осени… Но в тот момент мысли о погоде были начисто вытеснены из головы первой встречей с замечательной республикой Дагестан, салютующей нам ревом моторов и визгом покрышек Приор, «пятнашек», Инфинити FX и QX серий и, конечно, БМВ и Мерсов. Опять-таки, ездить на чем-то другом здесь «западло» и карается, видимо, по понятиям. Среди «достойных» марок можно также выделить Тойоту Камри и все ВАЗы за исключением Калины. Шкода в почётный список автомобилей, разрешенных к эксплуатации на территории Дагестана, естественно, не попала. Да и Фольксвагены здесь тоже не жалуют. После моста через приграничную реку Самур у аула Ходжа-Казмаляр – развилка и пост ДПС. Направо пойдешь – мобилу потеряешь. Налево пойдешь – барсэтку отдашь. На месте останешься – с рублями расстанешься. Что с нами в итоге и произошло. Решив спросить у демонстративно смотрящего в асфальт полицейского дорогу (ну не идиоты ли?), подъехали к нему прямо на машине; естественно, при этом несколько раз пересекли сплошную и остановились вообще на встречке. Об этой радостной новости ДПСник нам и сообщил, вместо направления дальнейшего движения. Далее – стандартные «просьбы» дать «от души». Душа у меня не настолько широкая, как им хотелось бы, и я ограничился 2к, помямлив про долгое путешествие и про то, что мани кончились. Не сказать, чтобы подобная сумма невероятно обрадовала бравых дагестанских полицейских, тем не менее, посовещавшись со старшим поста на своем наречии, они спросили, не из Москвы ли я. Отвечал я в духе: «Да нет же, вы что, какая Москва, я там и не был никогда, еду к себе домой в Санкт-Петербург, вон, даже регион 178!» После чего, переспросив еще раз для верности, точно ли не из Москвы, отдали мне документы, подсказав, наконец, дорогу. Спасибо доблестным полицейским за невероятное кавказское гостеприимство. Ставим на всякий случай видеорегистратор и выезжаем на трассу «Кавказ» в Гапцахе, решив ехать строго по правилам. Темнота помешала более основательно осмотреть красоты Дагестана; мы довольствовались лишь блокпостом с единственными встреченными на всём Кавказе этническими русскими, переписавшими наши паспортные данные, и дорожными указателями на Махачкалу и Хасавюрт.
https://fotki.yandex.ru/next/users/denis2611/album /468963/view/1192875
Огромным облегчением было почувствовать под колесами родной асфальт и искренне порадоваться, насколько в России хорошие дороги (здесь без всякой иронии; после Закавказья Россия – это практически страна автобанов). Ночевать решили в Грозном. В городах Хасавюрт и Гудермес через каждые 200 м на трассе удобно расположились искусственные неровности высотой сантиметров 20. Видимо, иначе заставить притормозить водителей здесь невозможно. После отворота к Грозному по шестиполосной трассе ехали практически одни в густом тумане. Спать хотелось неимоверно, и если бы я ехал быстрее 70 км/ч, не факт, что успел бы среагировать на что-либо вообще. Ночной Аргун, тем временем, смотрелся очень красочно, а местная мечеть больше напоминала какой-нибудь элитный клуб, настолько ярко она подсвечена.
https://fotki.yandex.ru/next/users/denis2611/album /468963/view/1192876
Сам город-герой Грозный уступает в ночной подсветке аргунскому великолепию.
Въездная арка Грозного
https://fotki.yandex.ru/next/users/denis2611/album /468963/view/1192877
Въехав в Грозный, первым делом едем в самый центр, в Грозный-сити, в знаменитый пятизвездочный отель. Нам повезло, что в этот день в отель заселилась большая группа итальянцев (что они там делали???), поэтому ресепшионист порекомендовал нам другой, тоже пятизвездочный, но подешевле, Арена Сити. В случае ночевки в Грозном сити стоимость номеров составила бы 18000 рублей, во втором варианте же всего 4000 руб. Выбор был очевиден, и мы поехали через ночной город искать Арену. Полиции в центре города, у «Сердца Чечни», немало. Стояли и три представительских седана с номерами серии К***РА («личная» серия Кадырова Рамзана Ахматовича). Есть, значит, что и от кого охранять, ведь буквально через месяц прямо на перекрестке проспектов Владимира Путина и Хусейна Исаева, где я спрашивал полицейского о дороге к отелю (ничему жизнь не учит), произошел очередной теракт… Хотелось бы поблагодарить ресепшиониста отеля Арена Сити за то, что дал нам возможность нормально и дешево выспаться, поселив вчетвером в трехместный номер без окон, но на 5 звезд гостиница не тянет явно. По европейским меркам там и 4 звезды под вопросом. Да, номера большие, коридоры широкие и светлые, внешне богатая отделка, но часть лампочек в номере не горит, а душевая кабина заржавела и не работает вовсе. В Грозный мы приехали вовремя. Как раз на следующий день – в субботу 6 сентября – в Чечне отмечался День республики, и дабы от всей души повеселиться на настоящих кавказских народных гуляниях, на следующее утро едем в центр города. Погода здесь уже «наша», российская, нет никакой субтропической духоты, и даже вполне приличные +24…+26 воспринимаются легкой прохладой. Учитывая то, что всего лишь каких-то пятнадцать лет назад Грозный лежал в руинах, к сегодняшнему дню он выглядит очень неплохо. Но, несмотря на всю шумиху в интернете по поводу великолепия грозненских проспектов и площадей и огромных небоскребов по всему городу, внешне столица Чечни смотрится так же, как и любой другой российский благоустроенный город. Или, быть может, за две недели путешествия глаз уже отвык от зрелища типичных российских городов?.. Есть деловой квартал Грозный Сити, есть мечеть «Сердце Чечни» – символ нашей Родины, неподалеку в ЦПКиО располагается и резиденция Рамзана Кадырова, да и в целом в городе достаточно новых памятников, зон отдыха, жилых и общественных зданий. Но… Впечатление он производит ровно такое же, как, к примеру, Владимир или Курск. И я не скажу, что это меня сильно разочаровало.
Сердце Чечни
https://fotki.yandex.ru/next/users/denis2611/album /468963/view/1192879
Проспект Путина
https://fotki.yandex.ru/next/users/denis2611/album /468963/view/1192880

В ту субботу праздник отмечался с размахом. Молодые парни-чеченцы все как один пришли на центральный проспект Владимира Путина в брюках, пиджаках и галстуках. Женщин на улицы города вышло не меньше, все в хиджабах, некоторые несли громадные российские и чеченские флаги, кое-кто был просто обёрнут ими.
https://fotki.yandex.ru/next/users/denis2611/album /468963/view/1192878
Конечно же, 50% находящихся на празднике людей составляли силовики. Ни одного человека русской национальности в Грозном мы не видели, поэтому у многих, включая полицейских, от вида трёх русских парней и одной девушки, одетой явно не по феншую, глаза сами собой округлялись и взгляд застывал на месте. Один из полицейских крайне удивлённо поприветствовал: «Добро пожаловать в Чечню!», группа парней также не обошла вниманием наши персоны, пошутив фразочкой: «Россия для русских!», а после мы все с очередной компанией местной молодёжи сделали это замечательное фото на фоне мэрии Грозного с портретами двух великих русских полководцев.
https://fotki.yandex.ru/next/users/denis2611/album /468963/view/1192886
Честно сказать, гулять по Грозному совсем не скучно, а уж у местных наверняка не жизнь, а сплошной праздник. Но нам надо вновь двигаться дальше, к крайнему пункту нашего путешествия – к Эльбрусу. Выезжаем из Грозного на трассу «Кавказ», уже не обращая никакого внимания на снующие в традиционном местном стиле во всех направлениях машины. В какой-то момент автомобилей с регионом 06 становится почти столько же, как и с 95-м чеченским – мы уже в Ингушетии. Ещё несколько километров – и перед нами выездной блокпост, на котором снова переписывают паспортные данные и после которого вся длинная вереница машин исчезает с дороги и начинается нормальная четырехполосная трасса. Всё, теперь это точно Россия. Все кавказские выкрутасы на дороге остались там, в Грузии, Азербайджане, Дагестане и Чечне; в Северной Осетии водители вновь поехали ровно и спокойно, без умопомрачительных двойных и тройных обгонов справа и слева и без совершения необъяснимых логически маневров. Без приключений доехали до Баксана и свернули в долину одноименной реки. Что показалось на Кавказе странным, так это то, что по личным ощущениям уклон на дороге практически отсутствует, хотя набор высоты здесь немаленький, станция Азау находится на высоте 2200 м. По сравнению с Альпами наши горные дороги уже воспринимаются как равнинные. Заезжаем в Терскол, регистрируем группу в МЧС и доезжаем до Азау, где останавливаемся в симпатичном недорогом отеле «Вершина». Общее настроение, надо сказать, было у всех далеко не такое боевое, как в начале пути, сказалась усталость от гигантского, почти безостановочного переезда с анталийского побережья. Здоровье тоже было не на высоте. На следующее утро, взяв недостающее снаряжение в прокате, решили подняться на канатной дороге к станции Старый Кругозор и там переночевать для акклиматизации. Ночью же разразилась гроза. Не настолько сер

denisrum
Участник

Санкт-Петербург
# Дата: 1 Мар 2015 00:34 - Поправил: denisrum


Не настолько серьёзная, как в Азербайджане, но палатку ветром потрепало хорошо. И уже утром было ясно, что на вершину нам зайти в этот раз не суждено. Всё небо было забито мощными кучевыми облаками, а над вершиной Эльбруса облако висело постоянно. Так как улучшаться погода в ближайшие 3 дня не собиралась, планы на восхождение пришлось отложить до лучших времён. Таким образом, весь наш Эльбрус закончился на высоте 3800 м на приюте Бочки, куда мы поднялись на канатке, чтобы сфотографироваться на фоне ледника с рюкзаками для проформы.

https://fotki.yandex.ru/next/users/denis2611/album /468963/view/1192881
Закрытая облаками вершина
https://fotki.yandex.ru/next/users/denis2611/album /468963/view/1192882
Кресельный подъемник Мир - Гарабаши
https://fotki.yandex.ru/next/users/denis2611/album /468963/view/1192883
Видны опоры строящегося гондольного подъемника к Приюту 11-ти
https://fotki.yandex.ru/next/users/denis2611/album /468963/view/1192884

В итоге, единственной вершиной, где нам удалось побывать, стала та самая гостиница в Азау. Наутро покидаем её и, не забыв набрать целебной водицы в Долине нарзанов, отправляемся домой.
https://fotki.yandex.ru/next/users/denis2611/album /468963/view/1192885
В Терсколе погода испортилась: шел дождь, а температура едва достигала +9. В Баксане за счёт сброса высоты потеплело до +20, но слоистая и высоко-слоистая облачность продолжала висеть на небе. Пятигорск отличился пробками и безответственно отстроенными прямо вдоль федеральной трассы огромными вещевыми рынками, благодаря которым и возникали столь сильные затруднения в движении. В Невинномысске ненадолго прояснилось и потеплело до +24, но затем небо вновь закрыли тучи, грозившие превратиться в дождевые. Между Кропоткиным и Тихорецком на трассе ведутся протяженные дорожные работы с полным перекрытием движения по основной проезжей части и организацией объезда по обочинам. Обочины при этом балансируют на грани проезжаемости для пузотёрок. Где-то приходится буквально выбирать наиболее высокие бугорки между двумя глубочайшими колеями. Фурам здесь еще тяжелее, и в результате всем строем ползём 5-8 км/ч. Выехав из Азау в 10 утра, в 20 часов мы только проезжали Кущевскую. В Ростове накрапывал дождик и слегка похолодало до +18. В идеальном варианте для беспроблемного переезда с Северного Кавказа до Санкт-Петербурга за два полных дня в первый день необходимо добраться как минимум до Воронежа. Учитывая то, что за рулем находился всё время один водитель (ваш покорный слуга, так как на других не была вовремя оформлена страховка ОСАГО), проехать до Воронежа в этот день возможности не было никакой. Сфотографировавшись на память с ещё одним указателем, возвещающим о том, что мы находимся на Донбассе, продолжаем движение дальше, на север, пока я не усну. Уснул я после Богучара, где на трассе гостеприимно распахнул свои ворота мотель «Анапа». Не очень гостеприимная администратор в первую очередь взяла 2000 рублей за номер, а лишь затем удосужилась нам указать, в каком направлении он находился. В любой другой момент за предоставление такого жилища она была бы послана на всем известные три буквы, но тогда нам было не до изысков. И очень зря. Потому как в кровати, на которую лёг я, водились самые настоящие мыши. Выдали себя они приблизительно через полчаса после погружения в сон по характерному подергиванию спальника зубами. Будучи не слишком рьяным любителем животных, оставшиеся часы я предпочёл досыпать в машине. Как только забрезжил рассвет, немедленно выезжаем дальше. Меж тем, в Воронеже холодает до +12 и идет обложной дождь. Решение ехать на Питер в объезд, через Брянскую и Смоленскую области, пришло давно. Во-первых, в памяти были свежи чудовищные пробки в Московской области на большой бетонке и в Вышнем Волочке, которые далеко не всегда можно объехать по обочине. Во-вторых, присутствовало желание просто проверить другой вариант выезда на трассу «Дон» от Санкт-Петербурга. Таким образом, наш маршрут прошел через Курск, Орёл, Брянск, Смоленск и Витебск. Пробок на данном маршруте действительно не наблюдалось, но, в конечном счёте, проезд через Москву даже в случае самых медленных и длинных пробок оказался бы быстрее. Если быть точным, то на 3 часа. Мы же ехали свои 90-110 км/ч по узким двухполосным шоссе, порой с довольно приличным грузовым траффиком. Достоинство этой трассы – в красивых пейзажах за окном. После продолжительного путешествия по безлесным местам было счастьем наконец увидеть родной смешанный и сосновый лес в Курской области. В последний день поездки погода решила порадовать бабьим летом и подарила несколько солнечных часов в Орловской и Брянской областях, где температура повысилась до +22. Питер уже казался настолько близким, что иногда возникало ощущение, что домой мы приедем к вечеру. Ан нет. Засветло мы доехали лишь до Смоленска. Проходим небольшой отрезок до витебской окружной – и вот она, наша любимая трасса Р-23. До боли знакомые названия населенных пунктов не торопятся сменять друг друга. Невель, Пустошка, Опочка, Остров – разумом понимаешь, что до Петербурга ещё как минимум 4 часа езды. Ночью ехать быстро нельзя. Нарочно стараюсь держать скорость не выше 80-85 км/ч с тем, чтобы успеть остановиться или хоть как-то среагировать на выбегающих внезапно лосей. Погода – лучше не придумаешь. Туман после недавнего ливня иногда полностью лишает возможность что-либо видеть. Будто угадывая мои мысли, после Острова дорогу метрах в двухстах впереди вальяжно переходит красивый лось с большими разветвленными рогами. Включая всё внимание на трассу, продолжаю держать 80 км/ч. От верного сна спасла фура, обогнавшая нас после Пскова на скорости 110-120 км/ч и не снижавшая её нигде, даже в населенных пунктах. Пристраиваемся за ней и дело уже идет веселее. Минуем Лугу, Мшинскую, Рождествено. На гатчинской объездной снова затруднённое движение, не спасают и 5 утра. Впереди уже показались огни «автобана», начинающегося от деревни Дони. Заключительный изгиб трассы около обсерватории – и, видя во время спуска с Пулковских высот освещенный множеством прожекторов аэропорт, так и хочется произнести коронную фразу, которую слышат обычно туристы, возвращающиеся из Антальи: «Дамы и господа, наш самолет прибывает в Санкт-Петербург, температура в городе +13; спасибо, что воспользовались услугами нашей авиакомпании».

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Турция, страна с богатейшей историей, культурным наследием и великолепными прородными ландшафтами, безусловно, заслуживает хотя бы однократного посещения. При этом автопутешественникам, живущим на Северо-Западе и в центральных районах ЕТР, следует иметь в виду, что данное направление является отнюдь не таким близким, как может показаться на первый взгляд. Расстояние от Санкт-Петербурга до Кемера составляет 4000 км, столько же потребуется проехать, чтобы добраться до Мадрида. При условии же категорического отказа от получения шенгенской визы и желания испытать свои навыки экстремального вождения на дорогах Грузии, длина такого маршрута уже составит 4600 км, что эквивалентно расстоянию до Гибралтара. Людям же, которые хотят относительно комфортно и безопасно доехать до Турции на своем автомобиле, советую использовать только европейский вариант через Польшу и Сербию. Пока Военно-Грузинская дорога не стала надежным транспортным путём через Большой Кавказ, существует вероятность того, что, понадеявшись на неё, в итоге вы будете вынуждены дополнительно совершать 1000-километровый объезд всего хребта. Вариант через Украину и Румынию считаю абсолютно неприемлемым. Небольшое удивление вызвало полное отсутствие легковых машин с российскими номерами в Турции. Я предполагал, что, во всяком случае, с юга России и с Поволжья путешественники могли бы встретиться. Но нет. Более того, в Кемере среди русских туристов наши петербургские номера вызывали немалое удивление; некоторые, по-видимому, и вовсе считали, что прилетели они, по меньшей мере, в Микронезию, добраться до которой на машине невозможно.

В Словакии, Венгрии, Болгарии и Турции действует система платных автомагистралей. Во всех четырёх странах оплата проезда осуществляется путём заезда на ближайшую приграничную заправку и покупки виньетки. А вот вид этих виньеток различен. Если в Словакии и Болгарии она представляет из себя обыкновенный стикер на лобовое стекло, то в Венгрии при оплате проезда регистрационный номер машины вносят в специальную базу, а на руки не отдают ничего, кроме чека. В Турции же на лобовое стекло клеится специальный стикер HGS, привязанный к счёту, открываемому при покупке стикера. Деньги снимаются со счёта при проезде автоматических ворот на автомагистралях. Данные ворота не оборудованы шлагбаумами (имеется лишь светофор), и поэтому, в принципе, можно проехать и без оплаты, как мы и делали до покупки HGS в Стамбуле. Тем не менее, на всякий случай рекомендую стикер всё же приобрести.

Всем удачи на дорогах!

Ваш ответ

          Отменить *Что это?

 » Логин  » Пароль 
 
 


Поддержка: miniBB forum software © 2001-2024