Кяхту можно назвать "братом" Санкт-Петербурга

Полезные ссылки:
Метеоцентр.Азия - наш сайт с высокодетализированными прогнозами погоды по пунктам Pоссии и мира
Облегчённая версия Метеоклуба (для смартфонов)

Кяхту можно назвать "братом" Санкт-Петербурга

Сейчас в Метеоклубе:
Участников - 1 [ ded ]
Максимальное одновременное количество посетителей: 308 [2 Ноя 2013 22:42]
Гостей - 296 / Участников - 12

 - Начало - Ответить - Статистика - Pегистрация - Поиск -

МЕТЕОКЛУБ : независимое сообщество любителей метеорологии (Европа и Азия) : ФОРУМ О ПОГОДЕ И ПРИРОДЕ / Путешествия, география, история / Кяхту можно назвать "братом" Санкт-Петербурга
Автор Сообщение
CorvusCorax
Автор сайта

# Дата: 3 Дек 2024 07:13


ВОРОТА В АЗИЮ: КАК ПРИГРАНИЧНЫЙ ГОРОД ПРЕВРАТИЛСЯ В КЛОНДАЙК И ПОЧЕМУ ЕГО ВЕЛИЧИЕ БЕЗВОЗВРАТНО УШЛО

https://rgo.ru/activity/redaction/articles/vorota- v-aziyu-kak-prigranichnyy-gorod-prevratilsya-v-klo ndayk-i-pochemu-ego-velichie-bezvozvratno-u/

CorvusCorax
Автор сайта

# Дата: 3 Дек 2024 07:16


Кяхту можно назвать "братом" Санкт-Петербурга: оба построены по воле Петра Великого. Появление города на отшибе империи соответствовало интересам государства. В XVII веке дипломаты предприняли несколько разведывательных экспедиций и официальных посольств в Китай для установления границы и торговых отношений между Россией и Поднебесной. В 1689 году государства заключили Нерчинский договор. Началась официальная торговля.

На другом берегу реки Кяхта, в 120 саженях (менее 300 метров), одновременно с Троицкосавском построили китайский Маймачен. Спрашивается, зачем? До начала XX века Китай был страной чрезвычайно закрытой. Европейцев туда не ждали, а из пограничной России только трижды в год пропускали казённые караваны. Их возглавляли доверенные купцы. К каждому приставляли правительственного комиссара, четырёх целовальников и гвардейского офицера с сотней казаков. Это сейчас от Москвы до Пекина на поезде можно добраться за 6 дней, на самолёте — за 8 часов, а в начале XVIII века дорога занимала год. Плюс год на обратный путь и ещё один на формирование нового каравана. Стоит ли говорить, что купцами этого каравана могли стать редкие счастливчики?

Порядки в Маймачене походили на монастырские: китайские законы запрещали женщинам селиться за пределами Великой стены, поэтому в нём жили только мужчины. Купцов с северным соседом здесь буквально выращивали: подростков 12–14 лет привозили в Маймачен, брали в услужение в лавки, обучали русскому языку. Через 3-4 года им дозволялось самим торговать и заводить семьи на территории Поднебесной. Посторонние торговцы иногда появлялись, но и они были обязаны сперва учить русский язык. Это делали специально для защиты китайских интересов: считалось, если русские купцы овладеют китайским, смогут подслушать тайны, связанные с торговлей.

Торговля в Маймачене и Кяхте усиливалась в декабре, январе, феврале и марте, когда приходили большие партии товаров. После китайского нового года следовал "счастливый день", или торговый праздник, когда все торгующие китайцы обязательно старались совершить какую-нибудь выгодную торговую сделку, считая, что это обеспечит удачу на весь год. Обыкновенно для оптовой торговли китайцы ходили в Кяхту, где на меновом дворе осматривали образцы и нередко здесь же заключали торговую сделку. Чаще всего китайцы шли прямо в дома русских купцов и там за обедом или чашкой чая договаривались о том, "какие товары русский за свои брать намерен", условливались о количестве покупаемого и продаваемого товара, о провозе и других расходах. Сговорившись, продавец и покупатель шли в амбар, а затем в Маймачен. Там русский выбирал "угоднейшие себе товары", откладывал нужные и оставлял кого-нибудь для их охраны.

В Кяхте жили 20-30 семей, имели всё или почти всё, что по меркам ХIХ века составляло благосостояние богатых. "Жены и купеческие дочери, по свидетельству самовидца, блистали богатыми нарядами, выходцами Кузнецкого моста", а "каждая усадьба состояла из нескольких домов с амбарами, конюшнями и напоминала усадьбы русских помещиков", — так вспоминал о Кяхте известный учёный и путешественник Владимир Обручев. Дома строили либо деревянные, либо полукаменные, с каменным низом и деревянным низом. Купцы предпочитали деревянные жилые строения, сухие, тёплые и "дышащие". Все они были "просторные и хорошей постройки". Купцы имели свой клуб, сады, музыкантов, хор и жили "на широкую ногу". Кто-то звал Троицкосавск "песчаной Венецией", кто-то "Клондайком", а кто-то "Москвой-на-Востоке". Декабрист Николай Бестужев неоднократно бывал здесь и окрестил слободу "Забалуй-городком".

Кяхта — единственный город Российской империи, который находился на самоуправлении. На одного жителя Кяхты приходилось в 150 раз больше налогов, чем в среднем по империи, однако почти четверть городского бюджета тратилась на образование. В крошечном, даже по меркам XIX века, городке, насчитывалось девять учебных заведений! Среди них: реальное училище, женская гимназия, женское приходское училище, четырёхклассное городское училище.

Так получилось, что все крупные отечественные экспедиции по изучению Центральной Азии шли через Кяхту: Николай Пржевальский, Пётр Козлов, Владимир Обручев, супруги Потанины, Гомбожаб Цыбиков и другие.

В 1869 году открыли Суэцкий канал. Он открыл более короткий и удобный путь для доставки товаров из Китая, в том числе и чая. Денежный поток, который пропускала Кяхта, стал уменьшаться — морем перевозили дорогие сорта байхового чая, а дешёвые, широко употреблявшиеся в России, продолжали везти через Кяхту. В конце 1890-х годов завершилось строительство Транссибирской железнодорожной магистрали. Все товары теперь пошли по железной дороге, а Кяхта осталась далеко от новой артерии жизни. Гостиный двор в городе "миллионщиков" опустел после Русско-японской войны. В наше время в Кяхте проживает чуть более 20 тысяч человек, а о былом величии напоминают только живописные руины XVIII–XIX веков.






Ваш ответ

          Отменить *Что это?

 » Логин  » Пароль 
 
 


Поддержка: miniBB forum software © 2001-2024