Байконур. История и современность.

Полезные ссылки:
Метеоцентр.Азия - наш сайт с высокодетализированными прогнозами погоды по пунктам Pоссии и мира
Облегчённая версия Метеоклуба (для смартфонов)

Байконур. История и современность.

Сейчас в Метеоклубе:
Участников - 1 [ alexeyich ]
Максимальное одновременное количество посетителей: 308 [2 Ноя 2013 22:42]
Гостей - 296 / Участников - 12

 - Начало - Ответить - Статистика - Pегистрация - Поиск -

МЕТЕОКЛУБ : независимое сообщество любителей метеорологии (Европа и Азия) : ФОРУМ О ПОГОДЕ И ПРИРОДЕ / Путешествия, география, история / Байконур. История и современность.
. 1 . 2 . 3 . 4 . 5 . 6 . 7 . 8 . 9 . 10 . >>
Автор Сообщение
Corvus
Автор сайта

###Corvus###
# Дата: 30 Дек 2006 11:43 - Поправил: Corvus


Байконур (казах. Байкоңыр) — город в Кызылординской области Казахстана, имеет статус города республиканского значения. До декабря 1995 имел название Ленинск. В СССР имел статус закрытого города. Вместе с комплексом космодрома Байконур находится в аренде России до 2050 года, действует пропускной режим. Население — около 70 тыс. человек (2006).

Расположен в излучине на правой стороне реки Сырдарья. Железнодорожная станция расположена на территории пригородного посёлка Тюратам. Город и космодром обслуживают аэродромы «Крайний» (в 6 км западнее города) и «Юбилейный» (бывшая посадочная полоса для «Бурана» в 40 км северо-северо-западнее города, на территории космодрома).

Город протянулся на 5 км вдоль Сыр-Дарьи (урез воды около 85 м над уровнем моря, ширина реки 120-200 м, глубина 1-4 м) и расположен на пологоволнистой слабовсхолмленной равнине с абс. отметками 90-100 м. Относительная высота бугров составляет около 10 м, по берегам реки высота обрывов достигает 15-20 м. Климат резко континентальный, с малым количеством осадков (особенно летом), большим количеством солнечных дней; лето длительное и жаркое, зима морозная и ветренная (снежный покров невысокий). Растительная зона: полынно-боялычовая (северная) пустыня. Почвы: бурые пустынно-степные, по берегам реки местами серо-бурые аллювиальные. В пойме реки и на островах распространены заросли колючих кустарников и деревьев высотой 3-7 м (тугаи), имеются участки луговой растительности, местами растет камыш высотой до 4 м. Пустынная растительность представлена кустарниками (тамариск, джузгун) высотой до 2 м, полукустарниками (боялыч, биюргун, полынь) высотой до 0.5 м и травами (верблюжья колючка - жантак). Травяной покров в пустыне разреженный, зеленым бывает только весной, к началу июня трава выгорает.


Город хорошо озеленён - хотя травяной покров в основном незначителен, имеется большое количество деревьев (карагач, тополь, ясень, джида, тамариск) высотой 3-10 м; в летний период производится полив зеленых насаждений посредством стационарных оросительных систем (каскад труб), а также с помощью поливо-моечных автомашин.

История

12 февраля 1955 года ЦК КПСС и Совет Министров СССР совместным постановлением № 292-181сс утвердили создание Научно-исследовательского испытательного полигона № 5 Министерства Обороны СССР (НИИП № 5 МО СССР), предназначенного для испытаний ракетной техники. Для дислокации полигона был отведён значительный участок пустыни (здесь в 1954 году работала рекогносцировочная группа топографов и геологов) посередине между двумя райцентрами Кзыл-Ординской области Казахстана - Казалинском и Джусалами, около разъезда Тюра-Там железной дороги Москва-Ташкент. Район формирования полигона в первой половине 1955 года имел условное наименование "Тайга".

Строительные работы на полигоне были начаты во второй половине зимы 1955 года. Поначалу военные строители жили в палатках, весной появились первые землянки на берегу Сыр-Дарьи, а 5 мая было заложено первое капитальное (деревянное) здание жилого городка.

Официальной датой рождения города и полигона считается 2 июня 1955 года, когда директивой Генерального штаба Министерства Обороны СССР была утверждена организационно-штатная структура 5-го Научно-исследовательского испытательного полигона. Полигон и посёлок получили неофициальное название "Заря". В 1955 году совместным решением Министерства Связи и Министерства Обороны СССР был установлен условный почтовый адрес для войсковых частей полигона - "Москва-400, в/ч №…".

В течение второго полугодия 1955 года продолжалось строительство деревянных административных и жилых зданий (в основном барачного типа) на улицах Набережной и Пионерской, впоследствии за этим районом (южная часть города) закрепилось название "Деревянный городок". Общая численность гражданского и военного персонала, работающего на полигоне, к концу 1955 года превысила 2500 человек.

Летом 1956 года началось строительство кирпичного казарменного городка в квартале, получившем название "Десятая площадка" (ныне ул. Гагарина). Позже этим термином в разговорной речи нередко называли и весь посёлок "Заря" (впоследствии - п. Ленинский и г. Ленинск). В конце 1956 года для военнослужащих полигона был установлен новый почтовый адрес - "Кзыл-Орда-50" (позднее он был сменён на "Ташкент-90", который действовал до конца 1960-х годов). К началу 1957 года численность персонала полигона превысила 4000 человек.

Первоначальным проектом предусматривалось, что посёлок расположится на обоих берегах реки, однако мощное весеннее половодье заставило уже через несколько лет отказаться от этого замысла, тем более что постройка моста через реку потребовала бы значительных финансовых и временных затрат. Строительство посёлка развернулось на правом берегу реки, для защиты от паводковых вод в южной части посёлка была сооружена специальная двухметровая дамба.

29 января 1958 года Указом Президиума Верховного Совета Казахской ССР поселку на площадке 10, не имевшему названия, а неофициально называвшемуся "Заря", присвоено название Ленинский. По проекту посёлок был рассчитан на постоянное проживание около 5 тысяч человек. Однако, благодаря интенсивному расширению проводимых на полигоне опытно-испытательных работ, уже в конце 1959 года в поселке "Заря" проживало 8000 человек, а к концу 1960 года - более 10000 человек.

В конце 1950-х - начале 1960-х годов проводилась массовая застройка посёлка трёхэтажными кирпичными домами ("сталинского" типа с высокими потолками) в границах улиц Осташёва-Коммунальная-Носова-Ленина, Носова-Коммунальная-Шубникова-Речная; построены четырёхэтажные здания - штаб полигона и универмаг - на площади Ленина.

5-й НИИП получил открытое название "Космодром Байконур" (для публикаций в прессе и т.п. целей) после первого полёта в космос человека - Ю.А. Гагарина, состоявшегося 12 апреля 1961 года.

В середине 1960-х годов четырёхэтажными домами переходного типа (с двускатной крышей) застраивались кварталы в границах улиц Комарова-Коммунальная-Осташёва-Ленина-Носова-Речна я, Шубникова-Коммунальная-Советской Армии-Речная; построен новый Гарнизонный Дом Офицеров на площади Ленина (сгорел в начале 1990-х годов; впоследствии здание частично восстановлено, ныне в нём находится кафе "Русская тройка").

В 1966 году были изготовлены две стелы с надписью "Звездоград" (такое неофициальное название носил посёлок Ленинский в 1960-е годы): они были установлены на въездах в город со стороны аэродрома и со стороны железнодорожного вокзала. В 1969 году поселок получил статус города и официальное название Ленинск.

Во второй половине 1960-х годов начата застройка четырёх- и пятиэтажными кирпичными домами (с плоской крышей) новых обширных кварталов в границах улиц Советской Армии-Янгеля-Неделина-Ниточкина-Речная.

В конце 1960-х годов - начале 1970-х годов проводилась застройка пятиэтажными кирпичными домами микрорайона, получившего неофициальное название "Даманский" - в границах улиц Мира-Янгеля-Сейфуллина-Карла Маркса. В середине 1970-х годов застройка этого квартала продолжилась пятиэтажными панельными домами; эти же дома возводились и по улице Горького (бывшей Коммунальной) от ул. Неделина до ул. Советской Армии. К концу 1970-х годов численность населения Ленинска достигла 70 тысяч жителей.

Бурный рост города происходил в 1980-х годах в связи с развитием космической программы "Энергия-Буран", обусловившим большой приток специалистов со всего СССР. Широкое применение получили панельные пятиэтажные дома новой серии (белого цвета); сначала они, в порядке уплотнения имеющейся застройки, возводились в микрорайоне "Даманский" по улицам Мира и Янгеля, а затем, к середине 1980-х годов, начато строительство новых больших микрорайонов в юго-западной части города - Пятого, Шестого, Седьмого. Помимо 5-этажных, в этих районах в значительном числе строились и 9-этажные дома (преимущественно панельные). К 1990 году жилищное строительство в Ленинске в основном закончилось; жилой фонд составил 360 многоэтажных домов общей площадью более 1 млн. кв. м, численность населения города (включая жителей городков, расположенных на площадках космодрома) достигла 140 тысяч жителей.

Тяжёлые времена для космодрома и города настали в 1991-1992 годах, после распада СССР. Количество космических запусков резко сократилось, целый ряд офицеров и работников промышленности, в сложившейся обстановке хаоса и неизвестности, предпочли со своими семьями уехать с космодрома на родину (в Россию, на Украину и т.д.) в поисках лучшей жизни. Неясен был и статус космодрома, поскольку он "оказался" на территории суверенного Казахстана, а фактически эксплуатацию Байконура осуществляла Россия. Последней каплей стала передача коммунальных служб города от военного ведомства местным казахстанским властям, у которых не было ни средств, ни персонала для эксплуатации обширного городского хозяйства. Всё это привело к большим бытовым проблемам в суровую морозную и снежную зиму 1993/1994 года: в жилых и служебных зданиях города и космодрома постоянно отключалась подача электроэнергии, а тепло- и водоснабжение работали с огромными перебоями; во многих квартирах города температура воздуха снижалась до нуля градусов. В ту зиму были разморожены и выведены из строя системы тепло- и водоснабжения в нескольких десятках жилых домов Ленинска, и эти дома были заброшены (благо, в связи с массовым отъездом людей из города, в других домах высвободилось множество квартир, вполне пригодных для проживания).

К счастью, плохие времена на космодроме продлились недолго. В 1994 году был подписан Договор между РФ и Казахстаном, согласно которому Россия будет эксплуатировать космодром в обмен на ежегодно уплачиваемую Казахстану арендную плату. Срок аренды был установлен в размере 20 лет (в 2004 году этот срок продлён до 2050 года). Вскоре в Ленинске были созданы новые коммунальные службы, жизнь стала постепенно налаживаться. В декабре 1995 года Указом Президента Республики Казахстан город Ленинск переименован в город Байконур.

Во второй половине 1990-х годов количество космических запусков с Байконура значительно увеличилось, прекратился отток специалистов с космодрома. Город стал постепенно восстанавливаться, а потом и развиваться.

slava31
Участник

Монино
# Дата: 17 Май 2009 16:46


новости Байконура
http://www.newstube.ru/#/video/B2108DC3-BAC8-489A- 8223-41F63114BA97/

slava31
Участник

Монино
# Дата: 13 Апр 2014 23:08


старые фото Байконура
https://pastvu.com/p/214040

Damien_Zhar
Участник

Лобня
# Дата: 14 Апр 2014 02:31


slava31 за сервис старых фотографий огромное Вам спасибо.

slava31
Участник

Монино
# Дата: 14 Апр 2014 09:11


Damien_Zhar
Пожалуйста, ресурс ценен не только старыми фото, но и определением места съемки

Corvus
Автор сайта

###Corvus###
# Дата: 14 Апр 2014 09:41


slava31
старые фото Байконура

Спасибо большое!
Много раритетных снимков, которые я впервые вижу.

Corvus
Автор сайта

###Corvus###
# Дата: 14 Апр 2014 10:41


Не Байконур, но соседи. Секретный военный городок Аральск-7 на острове Возрождения в Аральском море (там располагался полигон по испытанию бактериологического оружия).

1 сентября 1980 года, линейка у школы городка. В первый класс идут 8 малышей.

http://www.panoramio.com/photo/27197990

Там же (в правом нижнем углу) можно выбрать фото нынешних руин городка (он был заброшен в начале 1990-х, когда военных вывели в Россию).

slava31
Участник

Монино
# Дата: 14 Апр 2014 10:51


Corvus
Пожалуйста

Damien_Zhar
Участник

Лобня
# Дата: 14 Апр 2014 23:12


slava31 я там нашёл пару изумительных фотографий платформ и ЖД Долгопрудного. За что Вам отдельная благодарность.

Интересно, когда в Байконуре появилась Железная Дорога и каким образом развивались системы ЖД доставки ракетоносителей на старт? Почему не обычные в то время автомобильные тягачи? :) Какие поезда сейчас стоят на вооружении Байконура и какое депо их обслуживает? Вот вполне интересная тема для доклада!

Morozov_S
Участник

Нижний Новгород, За нашу Советскую Родину!
# Дата: 14 Апр 2014 23:46


Damien_Zhar

Вот карта-схема железных дорог и прочих коммуникаций Байконура.
http://parovoz.com/maps/Baiqonyr-99.gif
Еще схема подъездных путей космодрома
http://s49.radikal.ru/i125/0905/75/0d7256918195.jp g

Corvus
Автор сайта

###Corvus###
# Дата: 15 Апр 2014 09:47


Вот тут довольно подробно описано прошлое и настояще жд сети Байконура:

http://ursa-tm.ru/forum/index.php?/topic/38960-%D0 %B1%D0%B0%D0%B9%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%83%D1%80-%D0% B6%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B7%D0%BD%D0%BE%D0%B4%D0%BE %D1%80%D0%BE%D0%B6%D0%BD%D1%8B%D0%B9/

http://www.parovoz.com/phpBB2/viewtopic.php?f=67&t =6365

Жд используется с самого начала испытаний ракет на полигоне (1957 год). Требования к перевозке таких ракет совсем другие, автотягачи для этого не годятся. Должна быть абсолютно ровная линия без толчков и раскачки, скорость движения не более 5 км/ч.

Corvus
Автор сайта

###Corvus###
# Дата: 15 Апр 2014 09:48


ракетоносителей
Damien_Zhar

Это распространённая ошибка, так часто говорят в СМИ.

Правильно говорить: ракета-носитель.

Ilgiz
Участник

МО, г. Балашиха, дер. Федурново. Региональное потепление - благо для Москвы, МО и соседних областей!
# Дата: 15 Апр 2014 09:54 - Поправил: Ilgiz


Corvus
а пассажирское (не для работников объекта, а вообще для обычных граждан) ж/д сообщение в Байконуре есть?

Corvus
Автор сайта

###Corvus###
# Дата: 15 Апр 2014 10:07 - Поправил: Corvus


Ilgiz

Служебные поезда, идущие из города на космодром - только для работников космодрома (по пропускам).

А обычные граждане ездят на поездах общего пользования по жд линии Оренбург - Ташкент (построенной в 1906 году). Чтобы сесть на эти поезда, надо выбраться из города и доехать до станции Тюратам (2 км).

В частности, через Тюратам проходят поезда № 5 Ташкент - Москва, № 7 Алма-Ата - Москва, № 17 и № 27 Бишкек - Москва, и ещё ряд внутриказахстанских (Алма-Ата - Атырау, Алма-Ата - Актюбинск, Алма-Ата - Уральск).

Недавно пустили испанский скоростной экспресс Алма-Ата - Актюбинск (время в пути в 2 раза меньше, чем на обычном поезде), но в Тюратаме он не останавливается (только в областном центр Кзыл-Орда).

Ilgiz
Участник

МО, г. Балашиха, дер. Федурново. Региональное потепление - благо для Москвы, МО и соседних областей!
# Дата: 15 Апр 2014 10:10


Corvus
а, понятно, спасибо.

Summer
Участник

Фрязино 25 км. к СВ от Москвы
# Дата: 15 Апр 2014 11:16


Corvus
Недавно пустили испанский скоростной экспресс Алма-Ата - Актюбинск

Интересно, фоток его нет?
Что за тяга у него?
Казахи только, дальше Актюбинска не захотели, хотя казалось бы пассажиропоток до Оренбурга ещё больше.

Damien_Zhar
Участник

Лобня
# Дата: 15 Апр 2014 11:45


Corvus и Вам спасибо за ссылку и поправку. Хотя языки нынче динамичные и развиваются к упрощению :)

Summer если я не ошибаюсь это локомотив с вагонами Pendolino они такие низкие и маленькие, очень комично выглядят на нашей колее.

Corvus
Автор сайта

###Corvus###
# Дата: 15 Апр 2014 12:25


Секретный военный городок Аральск-7 на острове Возрождения в Аральском море (там располагался полигон по испытанию бактериологического оружия)

Вот тут ещё много фотографий Аральска-7

http://bigpicture.ru/?p=482671

Corvus
Автор сайта

###Corvus###
# Дата: 15 Апр 2014 12:37


Интересно, фоток его нет?
Что за тяга у него?
Казахи только, дальше Актюбинска не захотели, хотя казалось бы пассажиропоток до Оренбурга ещё больше.

Summer

Они пустили эти поезда только внутри Казахстана.

http://tengrinews.kz/kazakhstan_news/v-kazahstane- zapustyat-novyie-skorostnyie-marshrutyi-tulpar-tal go-228984/

Поезда испанские, собирают их в Казахстане на совместном предприятии "Тулпар-Тальго".

http://tulpartalgo.kz/ru/nasha-produktsiya/135-opi sanie-passazhirskikh-vagonov

Summer
Участник

Фрязино 25 км. к СВ от Москвы
# Дата: 16 Апр 2014 10:22


Corvus

И что, он реально разгоняется на нынешней колее свыше 120, а то и 150?У вас там сейчас хорошая колея? За ней следят, ремонтируют?

Corvus
Автор сайта

###Corvus###
# Дата: 16 Апр 2014 12:20


Summer
И что, он реально разгоняется на нынешней колее свыше 120, а то и 150?У вас там сейчас хорошая колея? За ней следят, ремонтируют?

Колея вроде неплохая, следят. В основном бесстыковый путь везде, на бетонных шпалах.

Сейчас посчитал по расписанию, средняя скорость обычного скорого поезда в нашем регионе 63 км/ч, а испанского 77 км/ч. В общем, не настолько уж и быстро он едет :)

У обычного скорого скорость временами достигает (ненадолго) 100 км/ч, а у этого, наверное, до 120 км/ч.

Foxer
Участник

# Дата: 19 Апр 2014 09:33 - Поправил: Foxer


Corvus
Почитайте интересные две статьи о Байконуре. На этом сайте телеканала о путешествиях "Моя Планета", блоги обычных людей побывавших в разных уголках мира.

Космодром Байконур. Чего не видят туристы.

http://www.moya-planeta.ru/reports/view/kosmodrom_ bajkonur_chego_ne_vidyat_turisty_raketa_jenergiyam _3726/

http://www.moya-planeta.ru/reports/view/kosmodrom_ bajkonur_chego_ne_vidyat_turisty_shahty_raket_bula va_3765/

Corvus
Автор сайта

###Corvus###
# Дата: 19 Апр 2014 09:49 - Поправил: Corvus


Foxer


Спасибо за ссылки! На территории Байконура много интересных (заброшенных, к сожалению) объектов.

Corvus
Автор сайта

###Corvus###
# Дата: 19 Апр 2014 09:51


Начал читать и сразу наткнулся на бред

Под Тольятти развернули строительство модулей для ракет Энергия и Энергия-М

Не под Тольятти, а на заводе Прогресс в Самаре (том же, где производятся ракеты-носители "Союз").

Corvus
Автор сайта

###Corvus###
# Дата: 19 Апр 2014 09:55


Дальше бред продолжается

Обрушившиеся перекрытия похоронили под собой последнюю собранную ракету Энергия, единственный летавший в космос Буран и восьмерых сотрудников цеха, последнего из которых удалось обнаружить только в 2007м.

Погибшие (8 человек) были не сотрудники цеха, а строители-казахи из посёлка Казалинск, нанятые для ремонта кровли МИКа.

slava31
Участник

Монино
# Дата: 26 Jul 2014 15:14


https://pastvu.com/p/241479

Энергия с Бураном на борту была запущена 15 ноября 1988 года примерно в 11.30 по местному. Погода была облачная, поэтому визуальное наблюдение было весьма кратковременным. Вот полет Энергии с грузмакетом 15 мая 1987 года в 23.30 был весьма грандиозным. Весь город был обесточен, жители на крышах своих домов в ожидании пуска, и это зарево взлетающей Энергии - неописуемая картина и восторг байконурцев, сравнимый с 12.04.1961.Многоразовым является Буран, он и вернулся успешно на ВПП 151пл. в автономном режиме. Планировались его следующие полеты уже с космонавтами, но ...

Corvus
Автор сайта

###Corvus###
# Дата: 26 Jul 2014 20:40


slava31
Вот полет Энергии с грузмакетом 15 мая 1987 года в 23.30 был весьма грандиозным. Весь город был обесточен, жители на крышах своих домов в ожидании пуска, и это зарево взлетающей Энергии - неописуемая картина и восторг байконурцев, сравнимый с 12.04.1961

Я хорошо помню ту ночь, зрелище было захватывающее (правда, про обесточивание города неправда - свет был). На небе как будто появилась вторая Луна. Народ ликовал во дворах и на крышах домов, к этому пуску готовились много лет, это было важное событие (в программе участвовали тысячи предприятий со всего СССР).

slava31
Участник

Монино
# Дата: 26 Jul 2014 21:28


Corvus
неправда - свет был
может имелось в виду уличное освещение отключили?

Corvus
Автор сайта

###Corvus###
# Дата: 28 Jul 2014 11:19


slava31

Скорее отключали свет не в самом городе, а в городках общежитий, которых было много на площадках космодрома (там жили холостые офицеры и командировочные гражданские спецы).

Olga_
Участник

Тольятти
# Дата: 31 Jul 2014 19:14


Искала одно, а попала ещё и на это

http://scilib.narod.ru/galleries.html

В технике 6 и 7 пункты.

. 1 . 2 . 3 . 4 . 5 . 6 . 7 . 8 . 9 . 10 . >>
Ваш ответ

          Отменить *Что это?

 » Логин  » Пароль 
 
 


Поддержка: miniBB forum software © 2001-2024