Особенности метеообеспечения гражданской и военной авиации

Полезные ссылки:
Метеоцентр.Азия - наш сайт с высокодетализированными прогнозами погоды по пунктам Pоссии и мира
Облегчённая версия Метеоклуба (для смартфонов)

Особенности метеообеспечения гражданской и военной авиации

Сейчас в Метеоклубе:
Участников - 0
Максимальное одновременное количество посетителей: 308 [2 Ноя 2013 22:42]
Гостей - 296 / Участников - 12

 - Начало - Ответить - Статистика - Pегистрация - Поиск -

МЕТЕОКЛУБ : независимое сообщество любителей метеорологии (Европа и Азия) : ФОРУМ О ПОГОДЕ И ПРИРОДЕ / Метеорология: наука и практика / Особенности метеообеспечения гражданской и военной авиации
Автор Сообщение
Corvus
Автор сайта

###Corvus###
# Дата: 27 Jun 2009 11:28


Военные ДО СИХ ПОР (поразительно!!!) пишут НОРМАЛЬНЫЙ традиционный текстовый прогноз: облачность (всё словами, подробно-преподробно, основательно-преосновательно), потом видимость, потом опасные явления, потом ветер.. - кажется, так (я сто лет не у дел - уже и не берусь это утверждать). Получается большой текст, типа сочиненьица.
А гражданские уже лет 40, что ли, назад смекнули, что ну его на фиг. Прогноз (ранее тоже бывший таким) а) примитивизирован (не расписан в деталях, вогнан в схему), б) закодирован (для того и схематизирован), в) идёт в обратной последовательности, и г) представляет собою три строчки, а не развёрнутый текст. Придут ли к этому военные? Придут, конечно! Но пока не пришли. Их прогноз - как в войну, всё чин-чинарём, никакой халтуры. Очень фундаментально, подробно и доходчиво, открытым текстом.

Pogodin

Да, так. До конца 1970-х метеообеспечение ГА и военной авиации было в СССР примерно одинаковым. Но с 1980 года наша страна стала постепенно использовать мировой опыт и международные стандарты ИКАО. Первым делом были введены в действие метеокоды для передачи аэродромных прогнозов и фактической погоды. Сначала в нашей стране использовались для этой цели отечественные (русифицированные) коды АПП и ФАП, а с 1993 года используются международные коды ТАФ и МЕТАР.

Corvus
Автор сайта

###Corvus###
# Дата: 27 Jun 2009 15:31


Вот как выглядел авиапрогноз в ГА до 1980 года (так же он выглядит в военной авиации до сих пор!):

От 09 до 18 ч: Обл. 7-10 б. средняя, слоисто-кучевая, в середине периода кратковременно кучево-дождевая, ВНГО 600-1000 м, кратковременно в начале периода слоисто-дождевая, разорванно-дождевая ВНГО 300-500 м. Дымка, временами дождь, в середине периода кратковременно грозовое положение. Вид. 6-10 км, утром временами 3-4 км. Ветер 240-260 градусов 7-10 м/с, порывы до 13 м/с, с 11 ч. переход на 280-300 градусов, 9-12 м/с, порывы 13-16 м/с. Температура воздуха +20…+23.

Такой прогноз, конечно, подробен и удобен, но писать его (от руки или печатать на машинке, компьютере), а также передавать его по телефонным и телеграфным кналам связи, докладывать устно летному и командному составу - сущее мучение!

С 1980 года прогнозы в ГА стали выглядеть так (код АПП, ВНГО указывается в десятках метров):

0918 25008/13 8000 10ДК 6СК080 10СР///
ВРЕМ 0911 3000 60ДЖ 8СДРД040
ПОСТ 1011 29010/16
ВРЕМ 1118 60ДЖ
ВРЕМ 1215 95ГЗ40 6КДСК080=

С 1993 года прогнозы в ГА стали выглядеть так (код ТАФ, ВНГО указывается в сотнях футов):

0918 25008G13MPS 8000 BKN026 OVC100
TEMPO 0911 3000 RA OVC013
BECMG 1011 29010G16MPS
TEMPO 1118 RA
TEMPO 1215 BKN026CB
PROB40 TEMPO 1215 TS=

C декабря 2008 года в ТАФах помимо времени стали указывать и число месяца:

2709/2718 25008G13MPS 8000 BKN026 OVC100
TEMPO 2709/2711 3000 RA OVC013
BECMG 2710/2711 29010G16MPS
TEMPO 2711/2718 RA
TEMPO 2712/2715 BKN026CB
PROB40 TEMPO 2712/2715 TS=

Corvus
Автор сайта

###Corvus###
# Дата: 27 Jun 2009 16:06 - Поправил: Corvus


В общем, прогнозы в ГА лаконичнее и гораздо удобнее, чем в военной авиации, это прогрессивно и удобно.

Проблема в другом: в ГА в последние лет 20 стало принято писать в прогнозах всякую чушь, слабо связанную с реальной погодой (особенно это касается крупных аэропортов вроде Внуково и т.п.). Так что вместо реального прогноза, указанного выше


2709/2718 25008G13MPS 8000 BKN026 OVC100
TEMPO 2709/2711 3000 RA OVC013
BECMG 2710/2711 29010G16MPS
TEMPO 2711/2718 RA
TEMPO 2712/2715 BKN026CB
PROB40 TEMPO 2712/2715 TS=


прогноз, скорее всего будет выглядеть примерно так:

2709/2718 25008G13MPS 3000 SHRA BR BKN015CB OVC100
TEMPO 2709/2718 1200 TSRA BR BKN005 OVC010CB
BECMG 2710/2711 29010G16MPS=

Потому что современные большие самолёты мало зависят от погоды, и пилоту по большому счёту всё равно, ожидается ли видимость 2 км или 8 км - лишь бы не ниже минимума командира экипажа (60 м ВНГО Х 800 м видимости, или что-то в этом духе).

В военной авиации до сих пор, хотя прогнозы громоздкие и неудобные, но они один в один соответствуют реальной погоде. Если фактически на аэродроме наблюдается ВНГО 800 м и видимость 8000 м, то в прогнозе скорее всего указано ВНГО 600-1000 м, видимость 6-10 км.
А в прогнозе гражданского аэродрома с большой вероятностью указан какой-нибудь бред: ВНГО метров 300, видимость 2 км.

В общем, во многих гражданских аэропортах РФ и СНГ (кроме некоторых аэропортов, где базируется много малой авиации - она до сих пор сильно зависит от погоды) работа синоптика превратилась в профанацию. А военные до сих пор работают по-настоящему.

Corvus
Автор сайта

###Corvus###
# Дата: 27 Jun 2009 16:18


Но есть у военных авиасиноптиков и другие проблемы в работе, помимо громоздкости прогнозов.

В ГА командир воздушного судна (КВС) самостоятельно принимает решение на вылет, ознакомившись с прогнозами и факт. погодой по пункту посадки и запасным аэродромам. Это международная практика, установленная ИКАО. Диспетчера (и тем более начальники пилота) не играют тут почти никакой роли.

А в военной авиации решение на вылет принимают совместно диспетчера (руководители полётов) и начальники (командир части, дивизии, и т.п.).
КВС права голоса практически не имеет - он как маленький винтик в системе.

При принятии решения на вылет в военной авиации прогноз погоды играет малую (чисто номинальную) роль - гораздо большую роль играют штормпредупреждения (ШП). Схема тут простая: если в данный момент по пункту посадки нет действующего ШП, руководитель полётов аэродрома посадки (по согласованию с командиром части) выдаёт согласие на приём борта и она передаётся по каналам связи в пункт вылета. А если есть ШП, то наоборот, передаётся запрет на вылет.

Corvus
Автор сайта

###Corvus###
# Дата: 27 Jun 2009 16:24


Итак, для военного синоптика главная задача - не прогнозы сами по себе, а своевременная разработка ШП и их доклад руководителю полётов (РП) и командованию.

И тут опять отличие. В ГА составляются по чётко определённому перечню условию: гроза, град, гололёд, ветер 15 м/с и более, и т.п.

А в военной авиации, ПОМИМО ЭТОГО, ШП составляются в зависимости от метеоминимумов КВС экипажей (ВНГОхВидимость), значащихся в плане полётов на текущий день, - при угрозе ухудшения ВНГо и видимости ниже минимума того или иного КВС.

Поэтому технология работы различна. В ГА синоптик занимается только прогнозированием, а план полётов и минимумы экипажа мало его волнуют.

А в военной авиации синоптик должен досконально знать план полётов, минимумы летающих экипажей и с учётом этого разрабатывать ШП. В итоге нагрузка на военного синоптика гораздо бОльшая, чем на гражданского.

Corvus
Автор сайта

###Corvus###
# Дата: 27 Jun 2009 17:07 - Поправил: Corvus


В общем, в метеообеспечении военной авиации и ГА есть масса различий. И там и там есть и минусы, и плюсы. Истина, как всегда, где-то посередине :)

Если бы было возможно синтезировать опыт гражданской и военной авиаметеорологии и сделать что-то среднее - было бы идеально.

Но это никому не нужно. В ГА СССР разрабатывали отечественные нормативные документы в сфере авиаметеорологии, но в РФ в основном просто слепо копируют документы ИКАО.

А в военной авиации РФ тон задают пожилые полковники и генералы. Они за десятилетия службы привыкли к сложившемуся порядку и не имеют ни малейшего желания что-то менять.

Pogodin
Участник

Ленинград
# Дата: 28 Jun 2009 00:54 - Поправил: Pogodin


Такой прогноз, конечно, подробен и удобен, но писать его (от руки или печатать на машинке, компьютере), а также передавать его по телефонным и телеграфным каналам связи, докладывать устно летному и командному составу - сущее мучение!

Corvus

В ЛГМИ учение было построено так, что на кафедре уже сто прогнозов сделаешь, а по гражданским предметам ещё конь не валялся. Поэтому это как раз та форма, с которой я начинал вообще (пусть и учебные) прогнозы. Как бы основная и любимая. А гражданский прогноз всегда воспринимался мною как мура, не от хорошей жизни.

В военной авиации до сих пор, хотя прогнозы громоздкие и неудобные, но они один в один соответствуют реальной погоде. Если фактически на аэродроме наблюдается ВНГО 800 м и видимость 8000 м, то в прогнозе скорее всего указано ВНГО 600-1000 м, видимость 6-10 км.
А в прогнозе гражданского аэродрома с большой вероятностью указан какой-нибудь бред: ВНГО метров 300, видимость 2 км.

В общем, во многих гражданских аэропортах РФ и СНГ (кроме некоторых аэропортов, где базируется много малой авиации - она до сих пор сильно зависит от погоды) работа синоптика превратилась в профанацию. А военные до сих пор работают по-настоящему.


Это напрямую вытекает из формы. Если уж и писать на эту тему диплом, упор надо делать на это. "Губительность приоритета формы над содержанием" или что-нибудь в этом роде.

нагрузка на военного синоптика гораздо бОльшая, чем на гражданского.

Она и без этих минимумов экипажей гораздо большая.

В ГА СССР разрабатывали отечественные нормативные документы в сфере авиаметеорологии, но в РФ в основном просто слепо копируют документы ИКАО.


Дрянно получается. Тот же переход на интернациональный код (где ВНГО даётся в сотнях футов) нанёс делу вред неимоверный. И прогноз потерял в точности засчёт увеличения шага ВНГО в 3 раза, и лётчики малой авиации латиницей не владеют, и убоже ещё стал прогноз (возможности международного кода Уже)... И так-то было дрянно, а стало совсем!

Ваш ответ

          Отменить *Что это?

 » Логин  » Пароль 
 
 


Поддержка: miniBB forum software © 2001-2024