Дефляция, пыльные бури и пыльная мгла

Полезные ссылки:
Метеоцентр.Азия - наш сайт с высокодетализированными прогнозами погоды по пунктам России и мира
Облегчённая версия Метеоклуба (для смартфонов)

Дефляция, пыльные бури и пыльная мгла

Сейчас в Метеоклубе:
Участников - 4 [ Snowsquall2019, danz, Doof, Ilgiz ]
Максимальное одновременное количество посетителей: 4 [26 Авг 2019 08:01]
Гостей - 0 / Участников - 4

 - Начало - Ответить - Статистика - Регистрация - Поиск -
МЕТЕОКЛУБ : независимое сообщество любителей метеорологии (Европа и Азия) : ФОРУМ О ПОГОДЕ И ПРИРОДЕ / Метеорология: наука и практика / Дефляция, пыльные бури и пыльная мгла
. 1 . 2 . >>
Автор Сообщение
Corvus
Автор сайта
Письмо
Владимир (г. Байконур)
# Дата: 29 Июл 2010 06:53




Пыльные бури - явление хотя и метеорологическое, но связанное с состоянием почвенного покрова и с рельефом местности. Они сродни метелям: для возникновения и тех, и других нужны сильный ветер и достаточно сухой материал на поверхности земли, способный подниматься в воздух и длительное время находиться там во взвешенном состоянии. Но если для появления метелей нужен лежащий на поверхности сухой, не слежавшийся, без наста снег и скорость ветра 7-10 м/с или больше, то для возникновения пыльных бурь надо, чтобы почва была рыхлой, сухой, лишенной травяного или сколь-либо значительного снежного покрова и скорость ветра составляла не меньше 15 м/с. Наблюдаются пыльные бури чаще всего ранней весной, в марте или апреле, после сухой осени и малоснежной зимы. Случаются они, хотя и реже, и зимой - в январе или феврале и совсем редко - в иные месяцы года. Наиболее типичная синоптическая обстановка для пыльных бурь - южная или юго-западная периферия устойчивого малоподвижного антициклона, которая обусловливает сухую с сильными восточными или юго-восточными ветрами погоду.

В зависимости от структуры и цвета почв, выдуваемых ветром, различают черные бури (на черноземах), свойственные южным и юго-восточным областям Европейской части СССР, Башкирии, Оренбургской области; бурые или желтые бури (на суглинках и супесях), свойственные Средней Азии; красные бури (на красноцветных, окрашенных окислами железа почвах), свойственные пустыням и полупустыням нашей страны, пустынным местностям Ирана и Афганистана); белые бури (на солончаках), свойственные некоторым районам Туркмении, Поволжья, Калмыкии.

Переносимая ветром пыль может оседать и накапливаться в районах, где ветер ослабевает. На юго-западе Украины, в среднем течении Дона, между реками Хопром и Медведицей, есть места с пылевыми отложениями в несколько метров и более толщиной. В бесснежные зимы в юго-восточных районах страны, для которых характерны рыхлые и сухие почвы, легко поддающиеся дефляции (то есть ветровой эрозии), при очень сильных и устойчивых ветрах возникают зимние черные бури, выдувающие почву вместе с озимыми посевами, не прикрытыми снегом. Такие "черные зимы" были в 1892, 1949, 1951, 1960 и 1968 годах.

Это явление по своим масштабам и последствиям может быть приравнено к крупным стихийным бедствиям. В. В. Докучаев так описывает один из случаев пыльной бури на Украине в 1892 году: "Не только был совершенно сорван и унесен с полей тонкий снеговой покров, но и рыхлая почва, обнаженная от снега и сухая, как пепел, взметалась вихрями при 18 градусах мороза. Тучи темной земляной пыли наполняли морозный воздух, застилая дороги, занося сады - местами деревья были занесены на высоту 1,5 метра,- ложились валами и буграми на улицах деревень и сильно затрудняли движение по железным дорогам: приходилось даже отрывать железнодорожные полустанки от сугробов черной пыли, смешанной со снегом".

Во время пыльной бури в апреле 1928 года в степных и лесостепных областях Украины ветер поднял с площади 1 млн. км2 более 15 млн. т чернозема. Черноземная пыль была перенесена на запад и осела на площади 6 млн. км2 в Прикарпатье, в Румынии и в Польше. Высота облаков пыли над Украиной достигла 750 м. Мощность черноземного слоя в степных областях Украины после этой бури уменьшилась на 10-15 см.

Опасность этого явления заключается еще и в страшной силе ветра и необычайной его порывистости. При пыльных бурях над Средней Азией воздух иной раз бывает пропитан пылью до высоты нескольких километров. Самолетам, попавшим в пыльную бурю, грозит опасность разрушения в воздухе или при ударе о землю; кроме того, дальность видимости в пыльной буре может уменьшаться до десятков метров. Наблюдались случаи, когда днем при этом явлении становилось темно, как ночью, и не помогало даже электрическое освещение. Если добавить, что на земле пыльные бури могут приводить к разрушению построек, буреломам, не говоря уже о всепроникающей пыли, набивающейся в дома, пропитывающей одежду людей, застилающей глаза, затрудняющей дыхание,- то станет ясным, насколько опасно это явление и почему его называют стихийным бедствием.

Длятся пыльные бури обычно несколько часов, но в отдельных случаях - и несколько суток. Некоторые пыльные бури зарождаются далеко за рубежами нашей страны - в Северной Африке, на Аравийском полуострове, откуда воздушные течения заносят к нам облака пыли.


http://www.outdoors.ru/extra/dust.php

Corvus
Автор сайта
Письмо
Владимир (г. Байконур)
# Дата: 29 Июл 2010 06:55


В мае 1963 года, в связи с развитием процессов ветровой эрозии почв в Северном и Юго-Восточном Казахстане во время освоения целинных земель КазНИГМИ, по постановлению ЦК КПК и СМ Казахстана, приступили к исследованиям этого опасного явления природы. Первые же полевые измерения во время пыльных бурь показали на особый характер строения приземного слоя атмосферы, вызванный переносом частиц твердой фазы воздушным потоком.

Период с 1964 по 1972 годы посвящены изучению метеорологических и климатических характеристик ветровой эрозии почв в Северном и Юго-Восточном Казахстане. Результаты этих работ были использованы при составлении Генеральной схемы противоэрозионных мероприятий в Казахстане и в 1985 году отмечены бронзовой медалью ВДНХ.
В 1975 годы были начаты экспедиционные работы по изучению переноса масс песка ветром во время бурь в приземном слое атмосферы в песках Прибалхашья. Для этих целей был создан пескоуловитель, который можно было использовать на метеорологических мачтах. Изучены его погрешности измерения расхода песка.

Модель совершенствовалась и была дополнена блоком векторных расчетов переноса масс песка и солей, выносимых за пределы контуров осушенной части дна Аральского моря. Это позволило получить оценку масс песка и солей, выносимых из основных Аральских источников и выпадение их на окружающих территориях (1998 г.).

Экспериментальные полевые исследования песчаных бурь на мачтах позволили О.Е. Семенову выполнить уникальные измерения параметров песчаных бурь. По их результатам получено аналитическое описание профилей твердого расхода песка в приземном слое атмосферы, определен общий расход слоя в этом слое. Получены зависимости общего расхода песка и вертикального потока его массы от динамического аналога числа Фруда. Исследованы профили скоростей ветра, показано, что в условиях сильного насыщения потока воздуха частицами твердой фазы наблюдается его ускорение. Получены профили скоростей ветра в этих условиях и определены их параметры. Ему удалось установить, что в ветропесчаных потоках параметр шероховатости логарифмического профиля скорости ветра является переменной величиной и увеличивается линейно с ростом общего расхода песка, а так же получить аналитические зависимости параметра шероховатости и коэффициента сопротивления поверхности от динамической скорости потока и динамического аналога числа Фруда. Это позволило сделать вывод, что в условиях песчаных бурь приземный слой стратифицирован безразлично.

Много усилий за эти годы отдано О.Е.Семеновым изучению дисперсного состава песчаных пустынь Казахстана. Выполнено районирование песков Таукум по среднему геометрическому размеру частиц, изучен дисперсный состав песков долины р.Или и Южного Прибалхашья, донных отложений Аральских песков, песков Мангышлака. Создана схема эволюции размеров частиц в процессе их дефляции.
Кроме полевых экспедиционных работ и климатических расчетов много внимания О.Е.Семенов уделял изучению процесса ветрового переноса песка в лабораторных условиях. Для этого были построены две прямоточных аэродинамических трубы и измерительный комплекс для проведения этих работ. В них исследованы критические скорости начала выветривания переноса песка, солей и золы. Выполнены измерения профилей скоростей потока воздуха над золовой рябью, как при переносе песка, так и при его отсутствии. Подтверждена изменчивость параметра шероховатости песчаной поверхности с ростом динамического аналога числа Фруда. Получены вертикальные профили концентрации твердого расхода песка в пограничном слое ветропесчаного потока, показан струйный характер переноса песка, получено аналитическое описание струй песка. Исследованы скорости частиц и их отставание от потока воздуха.


http://ecoclimate.kz/index.php?option=com_content& view=article&id=109&Itemid=104

Corvus
Автор сайта
Письмо
Владимир (г. Байконур)
# Дата: 29 Июл 2010 06:57


Оттуда же:

1. Тема НИР. Исследовать динамику ветропесчаного потока в пограничном слое над дефлируемой поверхностью.
Ответственный исполнитель. ВНС к. ф.-м.н. О.Е. Семенов
Цель: Создание научно-обоснованной методики оценки перемещения ветропесчаного потока над дефлируемой поверхностью.
Задачи исследования: Анализ профилей концентрации песка в пограничном слое потока, определение параметров формул для их аналитического описания. Оценка эффекта «скольжения» крупных частиц песка. Исследование сопротивления потока над подвижным песком.
Ожидаемые и\или полученные результаты (выводы).
Исследовано формирование эолового микрорельефа на песчаной поверхности, сложенной реальным песком пустынь с логарифмическим нормальным распределением частиц по размерам. Определено, время необходимое ветропесчаному потоку для формирования эоловой ряби с масштабами размеров, характерных для данной скорости потока, т.е. определено время, необходимое для формирования стационарного потока. Оно не превышает 4 минут. Найдены линейные зависимости параметра периодичности и скорости движения ряби от динамической скорости ветропесчаного потока, которые отличаются для песка различной крупности. Результаты изучения формирования и перемещения эоловой ряби позволили определить место в аэродинамической трубе для исследований профилей скорости ветропесчаного потока, концентрации массы песка и твердого расхода.
Впервые исследована тонкая структура ветропесчаного потока над реальным песком из пустынь Казахстана. Показано, что при небольших скоростях потока, перенос осуществляется тонкой струей вдоль поверхности. Сама струя состоит из 4…5 более тонких струек песка с ближайших к плоскости измерения гребней эоловой ряби. Измерены профили концентраций в струях над различными элементами эоловой ряби. С увеличением скорости потока над поверхностью формируется единая струя частиц песка. Максимальная концентрация песка наблюдается на высотах 10…20мм. Ниже этого уровня концентрация песка убывает – струя песка как бы приподнята над поверхностью. Верхняя граница струи размывается турбулентным потоком и переходит в ветропесчаный поток. В результате одновременного измерения профилей массовой концентрации песка и его твердого расхода, были получены профили коэффициента скольжения частиц в пограничном слое ветропесчаного потока для трех значений динамической скорости потока. Коэффициенты скольжения имеют осредненные значения как по размерам летящих на данном уровне частиц реального песка, так и по различным элементам траектории сальтирующих частиц.



2. Тема НИР. Исследовать интенсивность дефляционных процессов в песчаных пустынях Казахстана и выявить наиболее опасные районы их развития.
Ответственный исполнитель. СНС А.П. Шапов
Цель: Изучить интенсивность дефляционных процессов в пустынных регионах Казахстана и выявить наиболее опасные районы по интенсивности этих процессов.
Задачи исследования: Изучить дисперсный состав песчаных отложений с определением вида функции и ее параметров в Юго-Восточном Казахстане и Приаралье. Исследовать статистические характеристики метеорологических параметров песчаных бурь. Расчет переносимый ветром масс песка во время бурь.
Ожидаемые и\или полученные результаты (выводы).

1. Представлено геоморфологическое описание источников повышенной подверженности процессам дефляции пустынной зоны Юго-Востока Казахстана, дан анализ дисперсного состава песчаных массивов и подвижных песков этого региона и параметры функций распределений частиц песка по размерам. Определенны средние геометрические размеры частиц стандартные отклонения распределений. Размер частиц затем использовался при расчетах переносимой массы песка во время бурь в приземном слое атмосферы через фронт переноса в один метр.
2. Исследования режима пыльных (песчаных) бурь и ветрового переноса песка в зоне северных пустынь Прибалхашья позволили выявить районы повышенной природной обусловленности дефляции в регионе, тесно связанные с режимом сильных ветров. Вынос аэрозоля из них ведет не только к наступлению песков и увеличению очагов дефляции, но и к запылению окружающих территорий, населенных пунктов, к ужесточению местного климата.
3. Расчеты масс песка, переносимых в приземном слое атмосферы во время бурь и поземков, показали, что новые параметры опасных явлений погоды более реально учитывают степень интенсивности дефляции, чем ранее использованные для этих целей число суток с пыльными бурями и их продолжительность. В Южном Прибалхашье выявлена зона с повышенными годовыми расходами песка от 2000 до 3000 т/(км-год). Она охватывает неширокой (40—60 км) полосой побережье оз. Балхаш, занимает всю площадь массива Таукум на левобережье р. Или и узкую полосу песков вдоль ее правого берега. Значительно слабее опасность выветривания в песках Сарыесикатырау и на остальной части региона, где годовые расходы песка на порядок меньше, чем в зоне с повышенной эоловой деятельностью.
4. В равнинных районах, примыкающих к оз. Балхаш, подвижные пески перемещаются ветром к востоку. Это направление движения обусловлено траекториями воздушных масс на юго-востоке Казахстана. Южнее, ближе к горным системам, важную роль в направлениях перемещения песков играет сложная орография региона, вызывающая местные усиления или ослабления ветров определенных румбов, что приводит к большому разнообразию векторов переноса.
5. Средний годовой расход песка в регионе Арала за интервал времени с 1966 по 1992 г. достигал 3,8 тыс. т/(км×год) и превышал его значение в Южном Прибалхашье в 1,7 раза. За более короткий ряд лет с 1979 по 1987 г. интенсивность процессов была иной. Практически равные средние за этот период годовые расходы песка были на станциях Аральское Море и Матай – 3193 и 3075 т/ (км×год) В этот период времени усилилась в 1,4 раза интенсивность выветривания песков в Прибалхашье и снизилась примерно на 20 % в Приаралье.

СОТРУДНИЧЕСТВО С ДРУГИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ:
Проект «Программа долгосрочных экологических исследований для мониторинга ветровой эрозии почвы в Центральной Азии», (контракт номер 516721 подписанный между Комиссией Европейского Сообщества и Университетом Бенгуриона в Негев, Израиль 09.11.2005г.).
Ответственный исполнитель темы: канд. физ-мат. наук Семенов О.Е.
Основные результаты, полученные в 2009 г.:
Эоловые процессы являются результатом взаимодействия воздушных потоков с подстилающей поверхностью. Поэтому был исследован дисперсный состав подвижных песчаных массивов в регионе Арала. Данные о среднем геометрическом размере частиц песка, наряду с метеорологическими измерениями станций, послужили основой для получения принципиально новых знаний о климатологии переноса масс песка при песчаных бурях. Были получены количественные характеристики переноса масс песка в указанных выше регионах в приземном слое атмосферы до высоты 100…150 м через фронт переноса в один метр по модели Семенова «PESOK», которые позволили объективно оценить интенсивность дефляционных процессов.
Произведена выборка данных из метеорологических таблиц ТМ-1 случаев с пыльными бурями и пыльными поземками, информация об их продолжительности и скорости ветра во время бурь или в ближайшие климатические сроки наблюдений, метеостанций, если буря или поземок наблюдались не в стандартный срок, по данным наблюдений на метеостанциях в Приаралье. На основе выполненной выборки созданы базы данных по песчаным бурям Приаралья за период наблюдений 1966…2005 гг. Данные адаптированы для расчетов переносимой массы песка во время бурь через фронт переноса в один километр по программе «ПЕСОК» КазНИИЭК.

Исследованы статистические характеристики метеорологических параметров песчаных бурь (частота, длительность бурь, распределение по скоростям ветра) в Приаралье по данным наблюдений метеостанций Аральское море, Жосалы, Казалинск, Уялы, Чирик-Рабат, Карак и Кызылорда.
Выполнены расчеты переносимой ветром массы песка во время бурь по физико-статистической модели Семёнова и исследованы их статистические параметры в Приаралье.

Выполненные по этой модели расчеты позволили детально оценить интенсивность дефляции и вынос песчаного аэрозоля за пределы осушенной части дна Аральского моря, а так же построить карты роз векторов переноса масс песка в этом регионе.


Corvus
Автор сайта
Письмо
Владимир (г. Байконур)
# Дата: 29 Июл 2010 07:04


Ветровая эрозия (дефляция) почв. Под ветровой эрозией понимают выдувание, перенос и отложение мельчайших почвенных частиц ветром.
Интенсивность ветровой эрозии зависит от скорости ветра, устойчивости почвы, наличия растительного покрова, особенностей рельефа и от других факторов. Огромное влияние на ее развитие оказывают антропогенные факторы. Например, уничтожение растительности, нерегулируемый выпас скота, неправильное применение агротехнических мер резко активизируют эрозионные процессы.
Различают местную (повседневную) ветровую эрозию и пыльные бури. Первая проявляется в виде поземок и столбов пыли при небольших скоростях ветра.

• Пыльные бури возникают при очень сильных и продолжительных ветрах. Скорость ветра достигает 20-30 м/с и более. Наиболее часто пыльные бури наблюдаются в засушливых районах (сухие степи, полупустыни, пустыни). Пыльные бури безвозвратно уносят самый плодородный верхний слой почв; они способны развеять за несколько часов до 500 т почвы с 1 га пашни, негативно влияют на все компоненты окружающей природной среды, загрязняют атмосферный воздух, водоемы, отрицательно влияют на здоровье человека.
В настоящее время крупнейший источник пыли - Арал. На космических снимках видны шлейфы пыли, которые тянутся в стороны от Арала на многие сотни километров. Общая масса переносимой ветром пыли в районе Арала достигает 90 млн т в год. Другой крупный пылевой очаг в России - Черные земли Калмыкии.


http://www.prinas.org/node/108

Corvus
Автор сайта
Письмо
Владимир (г. Байконур)
# Дата: 29 Июл 2010 10:31


Вчерашняя картинка с Аквы (МОДИС), совмещённая с кольцовкой.

http://meteocenter.net/photo/dust/Aral20100728mal. gif

Пунктирной стрелкой я обозначил вынос пыльной мглы СВ ветром с восточного высохшего дна Арала на южное Приаралье (на снимке виден серый язык мглы, вытянутый в этом направлении).

Обратите внимание на МС Кунград в ЮЗ части снимка. Она отмечает мглу с видимостью 2000 м (цифра кода 95) и облачность... 10 баллов перистая. Хотя реально небо ясное (и это видно на снимке).

Короче говоря, снизу пелена пыльной мглы выглядит как плотные перистые и перисто-слоистые облака желтовато-белого цвета. На эти грабли недавно наступил и наш метеонаблюдатель, отмечавший 7-8 баллов верхней облачности при мгле (реально, по спутниковому снимку, было ясное небо).

Corvus
Автор сайта
Письмо
Владимир (г. Байконур)
# Дата: 3 Сен 2010 21:33


Подстилающая поверхность в регионе не однообразна ?
Subtropic

Да, конечно. В том-то всё и дело (поэтому поле повторяемости пыльных бурь очень пёстрое, по принципу: где густо, а где пусто).

Основные причины:
1. Резко варьируется физический состав почвы (содержание песка, глины и т.д.), её плотность, влажность, количество и тип растительности.
2. Огромный вклад вносит деятельность человека. Там, где ведутся земляные работы (добыча ископаемых, строительство) или просто автомашины и тракторы ездят по пустыне (обслуживание буровых вышек, компрессорных станций, газопроводов и т.д.), почва очень быстро повреждается и становится очередным очагом дефляции (пыльных бурь). Причём даже после окончания деятельности в данной точке очаг существует ещё несколько лет (вплоть до 5-10 лет), пока пустыня не залечит свои раны.

Corvus
Автор сайта
Письмо
Владимир (г. Байконур)
# Дата: 3 Сен 2010 21:36 - Поправил: Corvus


У меня есть мысль с помощью снимков МОДИСа (выбрав ветренные дни с пыльными бурями) запротоколировать географические координаты имеющихся в Казахстане очагов пыльных бурь (что поможет при прогнозировании этого явления), а также ориентировочно понятна и интенсивность пылевыноса в очаге (по длине, ширине и плотности пыльного "хвоста").

Кстати, подобные очаги (хотя и гораздо слабее) есть и в непосредственной близости от Байконура.

С момента начала строительства Байконура в 1955 году и до окончания активного строительства в его зоне (1988 год), а точнее (по инерции, пока почва не залечила раны) - примерно до 1993 года, весь Байконур был почти сплошным очагом интенсивных пыльных бурь. А в 1990-х число пыльных бурь тут резко пошло на спад (при том же числе дней с сильным ветром). В итоге сейчас на Байконуре в среднем бывает около 10-12 дней с пыльной бурей в год, тогда как в 1970-80-е годы было 30-40 дней в год!

Subtropic
Участник
Письмо
Ростов н/Д, Россия
# Дата: 4 Сен 2010 01:36 - Поправил: Subtropic


Corvus
В итоге сейчас на Байконуре в среднем бывает около 10-12 дней с пыльной бурей в год, тогда как в 1970-80-е годы было 30-40 дней в год!
Впечатляет. Вообщем какое-то грандиозное строительство в таких районах несёт массу проблем. Трудно представить что творилось при поднятии целины.
Посмотрел последний приведённый очаг (СВ от Арала) вблизи через Гугл, интересная местность - каждые 50 км что-то новое, показалось, что даже кусками там встречаются чистые пески, есть такое?

Corvus
Автор сайта
Письмо
Владимир (г. Байконур)
# Дата: 4 Сен 2010 09:42


Посмотрел последний приведённый очаг (СВ от Арала) вблизи через Гугл, интересная местность - каждые 50 км что-то новое, показалось, что даже кусками там встречаются чистые пески, есть такое?
Subtropic

Да, в Приаралье песчаные и глинистые пустыни очень тесно переплетены, и буквально через каждые 10-20-30 км чередуются друг с другом. Есть кое-где и оголённые (незаросшие) пески.

Но главное - основным источником пыльных бурь, как ни парадоксально, являются глинистые пустыни (особенно разбитые человеком), а не пески.

В песках размер частиц грунта больше, они поднимаются ветром от силы на высоту несколько метров, а буквально через несколько км от очага бури эти частицы оседают на землю и видимость улучшается. В глинистой же пустыне частицы грунта очень мелкие, поднимаются ветром на высоту в сотни метров (а порой и до 2-3 км) и переносятся ветром на десятки км, а нередко и на сотни. При этом шлейф ухудшенной видимости также имеет большую протяжённость.

ThunderStorm
Участник
Письмо
Ростов-на-Дону
# Дата: 3 Апр 2011 18:39 - Поправил: ThunderStorm


Пыльная буря в Кущёвском районе Краснодарского края началась вчера днём, 2 апреля: фото 209 кб, 408 кб.
Позже порывы ветра усилились, соответственно видимость временами падала до 1 км: 230 кб, 209 кб Скорость ветра в 1 половине дня 12-17 м/с, во 2 половине дня до 15-20 м/с.
Что касается облачной обстановки, то утром было абсолютно безоблачное небо, в 1 половине дня малооблачно (перистая облачность), перед заходом солнца сгустилась перистая, перисто-слоистая облачность и немного перисто-кучевой: 287 кб, 271 кб, 270 кб

Самое интересное и захватывающее наблюдалось сегодня. Ночью порывы ветра перевалили за 20 м/с, я неоднократно просыпался от сильного свиста, шума и грохота. Под утро ветер немного утихомирился, зато рассвет имел пурпурно-кровавый цвет:

Такой дерзкий цвет рассвета наверняка вызван наличием пыли в воздушном пространстве.
Позже ветер окреп пуще прежнего, его скорость достигла 25 м/с, пыльная буря усилилась:


Видимость временами снижалась до 200-500 метров. Ветер ломает ветки деревьев. А теперь самая жесть: по пути до автовокзала в Кущёвскую проезжали участок автотрассы с прилежащей пашней, где дальше капота вообще было ничего не видно, ноль, пришлось проезжать этот участок со скоростью 3-5 км/ч! Если честно, впервые вижу такую сильную пыльную бурю.
Последний раз наблюдал подобное, если не ошибаюсь в апреле 1997 года, в Зерноградском районе Ростовской области, но тогда было послабее.
Все фотки снимал из дома, поэтому из-за стекла могло получиться немного смазано. Не хотелось забить фотоаппарат пылью.

Morozov_S
Участник
Письмо
Нижний Новгород, За нашу Советскую Родину!
# Дата: 3 Апр 2011 19:03


ThunderStorm

ЗдОрово! Стихия...

Ilya
Участник
Письмо
г. Белгород
# Дата: 3 Апр 2011 21:22


ThunderStorm

Нда.. Как туман. Видео есть?))

дерзкий цвет рассвета

Интересная формулировка:-) Цвет и правда очень интересный, зловещий..))

misha
Участник
Письмо
Украина, восточный Донбасс
# Дата: 3 Апр 2011 21:38


ThunderStorm
спасибо за репортаж, очень интересно. Я наблюдал слабую пыльную бурю.. нет, пыльную мглу трижды в своём регионе за последние 10 лет. Это как правило апрель. 1 раз в июне. Видимость 2000 при ясном небе. Причем не техногенный цвет мглы, а серо-белый. Словно муку 3 сорта распылили.

ThunderStorm
Участник
Письмо
Ростов-на-Дону
# Дата: 3 Апр 2011 21:52


Ilya
Видео есть?))
Нет. А ведь я ТАК хотел выйти на улицу и снять всё буйство, но бережное отношение к фотоаппарату не позволило мне этого сделать. Внутрь объектива и не только сразу бы забилась пыль.

Ilya
Участник
Письмо
г. Белгород
# Дата: 3 Апр 2011 22:08


ThunderStorm
бережное отношение к фотоаппарату не позволило мне этого сделать.

Фотоаппарат это наше орудие труда) Он должен работать))

А человек на крыше наверное пытается взлететь?

ThunderStorm
Участник
Письмо
Ростов-на-Дону
# Дата: 3 Апр 2011 22:18


Ilya
А человек на крыше наверное пытается взлететь?
:D Пытается починить разломанную штормовым ветром крышу сарайчика. Я диву даюсь, как его не сдуло оттуда!

Фотоаппарат это наше орудие труда) Он должен работать))
Он должен работать в безопасных для него условиях. Лучше не снять и пожалеть, чем снять и пожалеть, что испортил фотык :)

Subtropic
Участник
Письмо
Ростов н/Д, Россия
# Дата: 3 Апр 2011 23:17


ThunderStorm
Хорошие фотки. Сегодня поговорил с родителями - в 50-60х такое было у нас очень часто и даже круче. В Волгодонске практически раз в год (по несколько дней) наблюдались пыльные бури, когда с одного конца площади другую не было видно (а площадь небольшая, метров 200), это было в порядке вещей, как снег зимой.

ThunderStorm
Участник
Письмо
Ростов-на-Дону
# Дата: 3 Апр 2011 23:39


Subtropic
Спасибо. Вообще, пыльные бури - интересное явление, но для наших мест вредное. Самый главный минус - эрозия почв.

ThunderStorm
Участник
Письмо
Ростов-на-Дону
# Дата: 4 Апр 2011 18:50


Что-то в этом году на Кубани и по югу Ростовской области разбушевались пыльные бури. Вчерашняя-пазавчерашняя - третья буря за этот год! Помимо неё, самая продолжительная была в конце февраля, потом в марте была. Нашёл видео пыльной бури на Кубани (скорее всего мартовской), трасса М4 Дон: http://www.youtube.com/watch?v=IV87daCSPu8

Subtropic
Участник
Письмо
Ростов н/Д, Россия
# Дата: 4 Апр 2011 19:19 - Поправил: Subtropic


ThunderStorm
видео пыльной бури на Кубани
Хорошо, хоть не так (как пишут - несколько дней назад в Ливии, около г. Аджабия)

Corvus
Автор сайта
Письмо
Владимир (г. Байконур)
# Дата: 22 Апр 2012 17:06


Сложным является вопрос о возможности посадки воздушного судна в Рф в условиях пыльной бури.

Согласно п.3.90 ФАП-128 (приняты в 2009 году, поправки введены 22.11.2010 г.) командир воздушного судна (КВС) обязан прекратить снижение и уйти на второй круг, если наблюдаются опасные метеорологические явления.

Согласно п.3.118 ФАП-128, к опасным для полёта метеорологическим явлениям относятся указанные в РЛЭ (руководство по лётной эксплуатации конкретного типа воздушного судна) метеорологические явления и условия, полёты в которых запрещаются.

В то же время, тот же п.3.118 ФАП-128 говорит о том, что к неблагоприятным атмосферным условиям относятся пыльная и песчаная буря. Полеты при неблагоприятных атмосферных условиях выполняются в соответствии с требованиями, установленными Федеральными авиационными правилами полетов в воздушном пространстве Российской Федерации, утвержденными приказом Министра обороны Российской Федерации, Министерства транспорта Российской Федерации, Российского авиационно-космического агентства от 31 марта 2002 г. N 136/42/51, настоящими Правилами, РПП и РЛЭ.

Федеральные авиационные правила полетов в воздушном пространстве Российской Федерации гласят в п. 179: посадка в условиях пыльной бури запрещается.

Является ли пыльная буря явлением погоды, при котором безусловно (независим от видимости) запрещены посадки воздушных судов? Или нужно всё-таки ориентироваться на РЛЭ? Но тогда получится нарушение Федеральных авиационных правил полетов в воздушном пространстве Российской Федерации (п. 179).

Про сильную пыльную бурю (это значит видимость менее 1000 м в МЕТАРе) было в прежней редакции ФАП-128 (до 2010 г.). Теперь списка опасных явлений там нет, идёт отсылка к РПП и РЛЭ.

Проблема в другом: Федеральные авиационные правила полетов в воздушном пространстве Российской Федерации (2002 года, но действуют до сих пор) гласят в п. 179: посадка в условиях пыльной бури запрещается.

То есть в любой пыльной буре - хоть сильной, хоть умеренной.

Corvus
Автор сайта
Письмо
Владимир (г. Байконур)
# Дата: 22 Апр 2012 17:51


Истоки проблемы связаны с методикой наблюдений за пыльными бурями в России.

Согласно "Наставлению гидрометеорологическим станциям и постам"
(Выпуск 3, часть 1, 1986 г. - действующий руководящий документ по метеорологическим наблюдениям),
имеются такие явления погоды, связанные с переносом пыли (п.14.2.3):

Пыль, взвешенная в воздухе - мельчайшие твердые
частицы сухой почвы, песка, а также сухие частички биологического
происхождения, поднятые с земли в результате пыльного
ветра или пыльной бури. Наблюдается при резком ослаблении
ветра, часто при высокой температуре воздуха. На станциях отмечается
в тех случаях, когда пыль уменьшает метеорологическую
дальность видимости до 6 км и менее (промышленная дымка).

Пыльный (песчаный) позёмок — перенос пыли, частиц
почвы или песка у поверхности земли до высоты 1,5 — 2 м. Может
наблюдаться даже при очень слабом ветре.

Пыльная (песчаная) буря — перенос больших
количеств пыли или песка сильным ветром в приземном слое воздуха,
при этом может наблюдаться подъем песка и частиц почвы
в воздух и одновременно оседание пыли на большой территории.
Видимость значительно ухудшается.

Видимость в этих явлениях Наставление не дифференциирует, за исключением того, что в таблице 17.4 указано,
что в умеренной пыльной буре видимость 1000 м, а в сильной 50-500 м. Не дифференциирована и скорость ветра.

Практически на метеостанциях РФ обычно пыльный позёмок отмечается при видимости от 4 до 10 км,
а пыль и пыльная буря - в очень широком диапазоне видимости от 100-200 м до 6-9 км, при самых различных скоростях ветра.

В сводках SYNOP (международный код FM-12-XIV Ext. SYNOP) пыльная буря (коды явлений 30-35)
должна указываться при видимости менее 1000 м (п. 12.2.6.5.10), но в РФ это правило пока не соблюдается.

В сводках METAR (международный код FM-15-XIV Ext. METAR) используются такие явления (опять-таки, без чёткой дифференциировки в руководящих документах, в каких условиях какое сокращение использовать; есть только общая рекомендация, что при всех этих явлениях
видимость должна быть не более 5000 м):

DU - пыль
DRDU - пыльный позёмок
BLDU - пыльная низовая метель
DS - пыльная буря.

BLDU в России пока фактически не отмечается, поскольку такого явления нет в вышеуказанном Наставлении.
DU, исходя из Наставления, должна наблюдаться при слабом ветре.

Corvus
Автор сайта
Письмо
Владимир (г. Байконур)
# Дата: 22 Апр 2012 17:55


По рекомендации ИКАО 2010 года (письмо AMOFSG/8-SN No. 40, см. http://meteocenter.asia/book/AMOFSG_8-SN_No.%2040_ ru.pdf 300 кБ),
сокращение DS в сводках METAR желательно использовать при видимости менее 1000 м и условии "небо не видно" (когда в сводке указывается VV - вертикальная видимость), а при видимости более 1000 м использовать BLDU, DRDU или DU.

Пока в наблюдениях этих явлений в РФ и СНГ царит хаос.

Например, за 2011 год аэропорты СНГ, передающие METAR в международный обмен, отметили явление DS 995 раз.
При явлении DS в аэропортах Астрахань, Элиста, Актау, Шымкент, Кызылорда, Ашхабад, Андижан, Наманган, Самарканд,
Ташкент видимость составляет обычно 4000-9000 м, и лишь иногда 1500-2000 м. С точки зрения ИКАО это не пыльная буря, а если видимость выше 5000 м, то даже и не пыльный позёмок.

При явлении DS в аэропортах Мары, Чарджоу, Душанбе, Навои, Бухара, Туркменбаши, Термез видимость зачастую составляет 300-800 м,
вот в этом случае рекомендация ИКАО соблюдается.

За 2011 год аэропорты СНГ, передающие METAR в международный обмен, отметили явления DU/DRDU/BLDU в общей сложности 493 раза.
При этом условия по видимости и ветру очень разнообразные:
Бишкек, Шымкент, Кызылорда отмечают DU с видимостью 4000-5000 м при сильном ветре с порывами 14-20 м/с;
Атырау отмечает DRDU с видимостью 5000 м при сильном ветре с порывами 12-20 м/с;
Ашхабад отмечает BLDU с видимостью 2000-5000 м при ветре 10-13 м/с;
Мары и Чарджоу отмечают DRDU с видимостью 3000-5000 м при ветре 10-13 м/с;
Худжанд отмечает DU с видимостью 2000-5000 м при ветре 7-10 м/с;
Ургенч отмечает DRDU с видимостью 3000-5000 м при ветре 5-8 м/с;
Самарканд отмечает DU с видимостью от 200 м (!) до 5000 м при ветре 2-7 м/с;
Казань отмечает DU с видимостью 2000-3000 м при ветре 2-4 м/с;
Донецк и Харьков отмечают DU с видимостью 1700-5000 м при ветре 0-3 м/с.

Хорошо было бы в России выпустить методическое письмо для сети АМЦ и АМСГ с рекомендацией отмечать DS только при видимости менее 1000 м, а при видимости от 1000 до 5000 м отмечать при слабом ветре DU, при умеренном и сильном ветре DRDU или BLDU.

TornadoF5
Участник
Письмо
Харьков, Украина. (Игорь)
# Дата: 2 Июл 2012 17:49


Как вам такая буря?:
http://www.youtube.com/watch?v=nu2ET7h7s5M&feature =related

Известно, что в этом году, но когда и где именно не понятно.
Первый раз вижу, чтобы вал пыли накрывал как волна. Обычно подножие выпирает вперёд, а верх немного смещается назад.

Roman036
Участник
Письмо
Воронеж, Россия
# Дата: 2 Июл 2012 17:56


TornadoF5
Судя по всему это Мексика

Corvus
Автор сайта
Письмо
Владимир (г. Байконур)
# Дата: 2 Июл 2012 18:49


Как вам такая буря?:
TornadoF5

Офигеть. Похоже, высота стены пыли километра полтора - два. Наши казахстанские пыльные бури - детский лепет по сравнению с этой.

Подобные бури приходилось видеть на фотках из Ирака.

slava31
Участник
Письмо
Монино
# Дата: 2 Июл 2012 19:21


TornadoF5
чтобы вал пыли накрывал как волна. Обычно подножие выпирает вперёд,
возможно пыльный вал наткнулся с бризом с океана, вот почему подножие сдвинулось назад

Corvus
Автор сайта
Письмо
Владимир (г. Байконур)
# Дата: 10 Июл 2013 11:54


Лидером в прогнозировании пыльных бурь (и видимости в них) является метеослужба ВВС США (в основном это делается на основе мезомасштабных моделей атмосферы). Вот некоторые материалы по теме:

http://www.dtcenter.org/verification/workshops09/a bstracts.pdf
http://www.csrl.ars.usda.gov/wewc/icarv/61.pdf
http://www.dtic.mil/dtic/tr/fulltext/u2/a422645.pd f

CorvusCorax
Автор сайта
Письмо
Байконур
# Дата: 19 Июл 2019 14:43


Прогноз пыльной или песчаной бури

Фрагмент из руководства по краткосрочным прогнозам погоды под редакцией редакцией д-ра физ.мат. наук Н. Ф. Вельтищева

http://meteoweb.ru/phen027.php

Пыльные бури в Средней Азии

(более подробный материал по теме, тоже из какого-то советского источника; текст распознан автоматически, есть ошибки, но в целом читабельно)

http://geolmarshrut.ru/biblioteka/catalog.php?ELEM ENT_ID=911

CorvusCorax
Автор сайта
Письмо
Байконур
# Дата: 19 Июл 2019 14:43


Ещё ветки про пыльные бури:

http://meteoclub.ru/index.php?action=vthread&forum =8&topic=612&page=1

http://meteoclub.ru/index.php?action=vthread&forum =4&topic=6971

. 1 . 2 . >>
Ваш ответ

          Отменить *Что это?

 » Логин  » Пароль