Джусалы

Метеоцентр.Азия - наш новый сайт с высокодетализированными прогнозами погоды по пунктам России и мира
Облегчённая версия Метеоклуба (для КПК)
Карта активных участников Метеоклуба (105 кБ)    Таблица дней рождения активных участников Метеоклуба
Клуб любителей метеорологии (группа ВКонтакте)

Джусалы

Сейчас в Метеоклубе:
Участников - 8 [ doctor, Ilgiz, qwerty, nikolay81, PavelSky, ivan2012, Tintagel, Sibiryak ]
Максимальное одновременное количество посетителей: 11 [24 Фев 2017 22:07]
Гостей - 0 / Участников - 11

 - Начало - Ответить - Статистика - Регистрация - Поиск -
МЕТЕОКЛУБ : независимое сообщество любителей метеорологии (Европа и Азия) : ФОРУМ О ПОГОДЕ И ПРИРОДЕ / Википедия / Джусалы
Автор Сообщение
Corvus
Автор сайта
Письмо
Владимир (г. Байконур)
# Дата: 30 Дек 2006 11:46



Джусалы (каз. Жосалы) — посёлок в Кызылординской области Казахстана, административный центр Кармакшинского района. Население — около 19 тыс. жителей.[1].

Посёлок основан в 1853 году как форт №2 в составе Сырдарьинской наступательной и оборонительной линии, организованной после фактического присоединения этого края к России. С созданием Сырдарьинской линии Россия, завершив установление административной власти в киргизской (казахской) степи, вплотную подошла к границе среднеазиатских ханств. Через 11 лет Сырдарьинская линия, наряду с Сибирской, стала плацдармом дальнейшей геополитической экспансии России в Средней Азии.


Посёлок расположен на правом берегу реки Сырдарья. Железнодорожная станция Жосалы (бывш. Джусалы, построена в 1905 году) на линии Арысь I—Кандагач (147 км к СЗ от Кызылорды) расположена в северной части посёлка. Железная дорога Арысь I—Кандагач двухпутная, ширококолейная, тяга тепловозная. Автомобильная дорога Аральск - Жосалы - Кызылорда имеет номер М-32 (Самара-Шымкент).

Застройка посёлка квартальная. Старые строения одно-двухэтажные из сырцового кирпича, новые — трех-четырехэтажные из жженого кирпича. Главные проезды шириной 30 м с асфальтовым или гравийным покрытием, прочие улицы шириной 12-20 м без покрытий. В поселке имеется водопровод и канализация. Поселок электрифицирован и располагает телефонной и телеграфной связью. Озеленение в поселке представлено небольшими фруктовыми садами в частном секторе и редкими древесными посадками на улицах.

Посёлок официально входит в приаральскую зону экологического бедствия. Часть населения покинула посёлок, уехав в Байконур, Кызылорду, другие города Казахстана. По сравнению с 1984 годом численность населения посёлка снизилась на 7 тыс. жит.

В 1930-1950-е годы в посёлке проживало большое количество (ориентировочно, несколько тысяч человек) спецпоселенцев и спецпереселенцев из европейской части СССР: чечены, корейцы, немцы Поволжья, черноморские греки, месхетинские турки, раскулаченные русские. В 1960-1980-е годы большинство из них выехали на постоянное местожительство в другие регионы СССР, а некоторые и в дальнее зарубежье. Таким образлом, в настоящее время подавлющее большинство населения посёлка составляют казахи.

Название Джусалы происходит от слова «жоса» (каз. жоса - охра) - растение, из которого делали краситель для шерстяных материалов. Ранее поселок носил название Кармакши (каз. кармакши - удочник), что связано с изобилием рыбы в этих местах.

Недалеко от Джусалы находится место (около ж.д. станции Коркыт), где захоронен великий тюркский просветитель Коркыт Ата, создатель музыкального инструмента кобыз.

В советское время в посёлке функционировали механический (производство деталей для буровых установок) и маслобойный заводы.

В начале 2000-х годов построен нефтепровод "Арыскум - Джусалы", доставляющий в Жосалы нефть с месторождения Кумколь (находящегося на северо-востоке Кызылординской области) и наливной терминал на северо-западе посёлка Жосалы для погрузки нефти в железнодорожные вагоны, что позволило создать ряд новых рабочих мест.

На северной окраине посёлка с 1920-х годов существует аэропорт местных воздушных линий, один из старейших аэропортов Средней Азии. В годы Великой Отечественной войны он использовался как промежуточный при перегоне военных самолётов из США в европейскую часть СССР. После войны аэропорт использовался как промежуточный на пассажирской авиатрассе Москва-Ташкент (рейсы выполнялись на самолётах Ли-2, Ил-14). В 1955-1956 годах здесь базировалось авиационное звено строящегося поблизости полигона №5 министерства обороны СССР (ныне космодром Байконур).


[править] Природа
Территория представляет собой равнину, слабо всхолмленную на севере. Относительная высота холмов 20-30 м. Вершины холмов куполообразные, склоны их пологие, местами изрезаны промоинами. Абсолютные отметки колеблются от 92 до 130 м. Для всей территории характерно наличие замкнутых котловин, занятых солончаками, такырами, озерами. В пойме р. Сырдарьи движение автотранспорта невозможно из-за наличия большого количества проток, заболоченных участков и густой оросительной сети.

Река Сырдарья имеет ширину 150-200 м, глубину 1,5-2 м, грунт дна песчаный. Русло извилистое, берега крутые и обрывистые (высота обрывов 2-5 м). Пойма реки широкая, достигает 10-20 км, местами заболоченная, густо поросшая камышом. В пойме имеется большое количество стариц, озер, каналов и проток. Вода в реке и ее протоках пресная, мутная, пригодная для питья только после отстаивания и тщательной очистки. Самый высокий уровень в реке с апреля по август. В этот период заполняются водой все имеющиеся в пойме водотоки и водоемы. Регулярного судоходства по Сырдарье нет, допускается плавание мелких судов с осадкой до 1,.2 м. 3амерзает река и все имеющиеся водотоки и водоемы в декабре, вскрываются в конце марта. Толщина льда в среднем 0,5 м, в суровые зимы достигает 0,9 м.

Растительность на территории пустынная и полупустынная, представлена кустарниками (жынгыл, джузгун), высотой до 2 м, полукустарниками (боялыч, биюргун, полынь) высотой до 0,5 м и травами (типчак, ковыль). Повсеместно распространена верблюжья колючка (жантак). В пойме р. Сырдарьи и на островах встречается древесная растительность (ива, тополь, лох (джида) и сплошные заросли (тугаи) колючих кустов высотой до 5 м. По всей пойме, а особенно на заболоченных участках, растет камыш высотой 5 м, образуя труднопроходимые заросли. На обрабатываемых землях в пойме выращивается преимущественно рис.

Климат резко континентальный, засушливый, с большими колебаниями сезонных и суточных температур воздуха, малым количеством осадков в год, около 100-120 мм. Зима (середина ноября-середина марта) с переменной облачностью и частыми туманами. Средняя температура воздуха днем —5...—10°С, ночью до —20...-25°С (минимальная —38°С). Устойчивые морозы начинаются в декабре. В любой месяц зимы возможны оттепели. За зиму бывает 10-12 дней с метелями. Осадки выпадают преимущественно в виде снега. Снежный покров образуется во второй половине декабря и держится до конца марта; толщина его обычно не превышает 10 см (в снежные зимы до 20 см). Средняя глубина промерзания грунта 1,3 м. Весна (середина марта-май) теплая с неустойчивой погодой в первой половине. Температура воздуха в начале сезона днем —1...-10°С, ночью до —10°С; в конце сезона днем до +25°С, ночью от —1°С до +8°С. Осадки выпадают в виде кратковременных дождей, иногда со снегом. Лето (июнь-середина сентября) характеризуется устойчивой жаркой сухой и малооблачной погодой. Температура воздуха днем +30...+35°С (максимальная +45°С), ночью температура опускается до +15...+18°С. Летом часто бывают суховеи, которые поднимают в воздух песок и пыль. Осень (середина сентября-середина ноября) - в первой половине сухая и теплая, во второй облачная и прохладная. Температура воздуха днем +5...+25°С, ночью —5...+5°С. Осадки выпадают в виде моросящих дождей, во второй половине ноября выпадает мокрый снег. Ветры весной и летом западные и северо-западные, осенью и зимой восточные и северо-восточные. Преобладающая скорость ветра 3-7 м/с. В течение всего года (а особенно в зимний и весенний период) часто наблюдаются сильные штормовые ветры со скоростью 15-20 м/с и более.




http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B6%D1%83%D1 %81%D0%B0%D0%BB%D1%8B

Ваш ответ

          Отменить *Что это?

 » Логин  » Пароль 
 
 
Полезная информация:



Поддержка: miniBB forum software © 2001-2017