Дрейф ледокола "Седов" (окт. 1937 - январь 1940)

Полезные ссылки:
Метеоцентр.Азия - наш сайт с высокодетализированными прогнозами погоды по пунктам Pоссии и мира
Облегчённая версия Метеоклуба (для смартфонов)

Дрейф ледокола "Седов" (окт. 1937 - январь 1940)

Сейчас в Метеоклубе:
Участников - 2 [ Sahara, Morozov_S ]
Максимальное одновременное количество посетителей: 308 [2 Ноя 2013 22:42]
Гостей - 296 / Участников - 12

 - Начало - Ответить - Статистика - Pегистрация - Поиск -

МЕТЕОКЛУБ : независимое сообщество любителей метеорологии (Европа и Азия) : ФОРУМ О ПОГОДЕ И ПРИРОДЕ / Климат / Дрейф ледокола "Седов" (окт. 1937 - январь 1940)
Автор Сообщение
Shadow
Участник

Санкт-Петербург
# Дата: 31 Окт 2008 16:07


Недавно в Ленинской библиотеке (ныне называется Российская Государственная библиотека) поднял две книги (1939 и 1940 годов издания), посвященные ледовому дрейфу советского ледокола "Седов", попавшего в ледовый плен в море Лаптевых 23 октября 1937 года, освободится от которого удалось только через 812 дней!
Понятно, что значительную часть этих книг составляют словословия в адрес т. Сталина, но есть и ценный материал, касающийся ледовой обстановки того времени. Хочу кое-что написать в этой ветке.

Сначала несколько слов о самом ледоколе и его экипаже. В книге приводятся фотографии самого парохода и членов экипажа. Что сразу бросается в глаза? Сам ледоход небольшой и, видимо, маломощный. Как они могли вообще на нем плавать во льдах?
Но более интересен экипаж: капитану теплохода было всего ... 27 лет! Конечно, не 15-летний капитан, как у Жюль Верна, но все же... Примерно такого же возраста и другие члены экипажа: помощник капитана, механик, боцман.
А где же были опытные полярные капитаны? А на дворе октябрь 1937- наверное, многие капитаны, скажем так, выполняли иные задания партии и правительства, в иных местах. :(
Не это ли (неопытность экипажа) стало одной из причин ледового плена? Тем более, что по данным, например, приведенным в книге воспоминаний о Ширшове (я ее как-то упоминал на форуме), ледовая обстановка в 1937 году была самой обычной. Но заморозили "Седов" и еще несколько ледоколов. Позже, некоторые из капитанов были репрессированы.
Но я хочу рассказать о материалах одной статьи, приведенной в книге (там по существу сборник статей), именно о статье профессора Н.Н. Зубова под названием "Подвиг Седовцев" (опубликова в газете "Известия", №246 от 23 октября 1939 года).
(продолжение следует)

Shadow
Участник

Санкт-Петербург
# Дата: 31 Окт 2008 16:23


Итак, привожу некоторые интересные моменты статьи профессора Н.Н. Зубова.

Прежде всего, автор отмечает, что дрейф "Седова" в то время (1939) был по сути 3-й экспедицией в Центральную Арктику:
1. экспедиция Нансена, дрейфовавшая во льдах на "Фраме" с 22 сентября 1893 года по 13 августа 1896;
2. Станция СП-1 (папанинцы), дрейфовавшая на льдине с 21 мая 1937 по 19 февраля 1938.
3. Ну и, наконец, "Седов" с 23 октября 1937 (на момент написания статьи ледокол еще дрейфовал).

Каковы основные особенности этого дрейфа?

Во-первых, дрейф "Седова" начался тогда, еще работала станция СП-1. То есть с 21 мая 1937 СССР осуществлял непрерывные наблюдения в Арктике.
Во-вторых, с ноября 1937 по август 1938 года в юго-западной части моря Лаптевых дрейфовал караван коммерческих судов во главе с ледоколом "Ленин". Дрейфы "Седова" и "Ленина", хотя и отличаются в деталях, во многом удивительным образом совпадают.
В-третьих, дрейф "Седова" протекал приблизительно в том же районе, что и дрейф "Фрама".
Сопоставление деталей дрейфа СП-1, "Седова", "Ленина" и "Фрама" представляет исключительную ценность для науки об арктических льдах.

(продолжение следует)

Shadow
Участник

Санкт-Петербург
# Дата: 31 Окт 2008 17:05


Одним из важных научных достижений экспедиции "Седова" профессор Зубов считает "уничтожение легенды о Земле Санникова". Район предполагаемого нахождения Земли Санникова "Седов" пересек 2 раза. Кроме того, этот район 6 раз пролетали летчики, снявшие часть экипажа "Седова" и дрейфовавших неподалеку ледоколов "Садко" и "Малыгин".
Следующее важнейшее достижение экспедиции "Седова"- его астрономические и метеорологические наблюдения, позволяющие проверить зависимость между направлением и скоростью ветра и направлением и скоростью дрейфа.
Зависимость дрейфа от ветра была установлена еще Нансеном, который сформулировал 2 правила:
1) Скорость ветрового дрейфа льда примерно в 50 раз меньше скорости ветра.
2) Дрейф льдов отклоняется от направления ветра на 30-40 градусов вправо.

Седовцам удалось дополнить эти правила третьим:
3) Дрейф льдов происходит по изобарам, то есть по линиям, соединяющим точки земной поверхности, где одинаковое давление, и притом проходит так, что область повышенного давления остается справа, а пониженного - слева от направления дрейфа.

По мнению Зубова, это правило имеет большое практическое значение, так как, если организовать густую сеть метеостанций, то, наблюдая с их помощью за изменением давления над арктическим бассейном, можно предсказать перемещения отдельных частей громадного ледяного "блина" в Центре Арктики и делать прогноз ледовой обстановки на Северном морском пути.
(продолжение следует)

Corvus
Автор сайта

###Corvus###
# Дата: 1 Ноя 2008 08:14


Shadow
Зависимость дрейфа от ветра была установлена еще Нансеном, который сформулировал 2 правила:
1) Скорость ветрового дрейфа льда примерно в 50 раз меньше скорости ветра.
2) Дрейф льдов отклоняется от направления ветра на 30-40 градусов вправо.

Седовцам удалось дополнить эти правила третьим:
3) Дрейф льдов происходит по изобарам, то есть по линиям, соединяющим точки земной поверхности, где одинаковое давление, и притом проходит так, что область повышенного давления остается справа, а пониженного - слева от направления дрейфа.


Спасибо, интересно!

Shadow
Участник

Санкт-Петербург
# Дата: 1 Ноя 2008 12:02


Продолжаем дальше.
Еще 2 обсьоятельства дрейфа были подмечены Нансеном и подтверждены седовцами:
-в летнее время корабль почти топтался на месте и не продвигался на запад.
-дрейф на запад ускорялся по мере продвижения к Гренландскому морю.
Первый факт объясняется сезонным изменением синоптической обстановки в Арктике, а второй- следствием увеличения скорости постоянного течения, направленного на запад, по мере продвижения к Гренладскому морю. Это течение при тех же скоростях ветра замедляет дрейф на восток и ускоряет на запад.

Интересны сопоставления метеобстановки в Арктике во времена Нансена и во время дрейфа "Седова".
Средние месячные Т в зимнее время, наблюдавшиеся на "Фраме" на несколько градусов ниже, чем зарегистрированные седовцами. (К сожалению, никаких конкретных цифр по температуре в статье не приводится).
Не менее интересно сопоставление толщины ровного льда, образовавшегося естественным намерзанием, без торошения.
По наблюдениям с "Фрама" толщина льда достигала более 3 метров, тогда как по измерениям с "Седова", лед, образовавшийся в 1936 году, к весне 1938 года достиг толщины 218 см.
Также отмечено, что скорость дрейфа "Седова" была заметно выше, чем у "Фрама".
Ни "Фраму", ни "Седову" не удалось проникнуть выше 87 градусов с.ш.
(продолжение следует)

Shadow
Участник

Санкт-Петербург
# Дата: 1 Ноя 2008 12:19


Еще одно важное наблюдение: в статье говорится, что летчики, совершавшие полеты к Северному полюсу, примерно между 85 и 86 градусами с.ш. обнаружили своеобразный пояс торошения льдов, который отделяет более молодые мльды, образовавшиеся гл. образом на материковой отмели Евразии, от более мощных приполюсных льдов.

Анализ синоптических карт Северного полушария и применение правила о том, что льды движутся по изобарам, подьвердили правильность этого предположения, а также помогли разобраться в причинах появления более или менее постоянных пространств чистой воды к северу от Гренландии (полынья Пири) (ссылка про путешествия Пири: http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/2428/ ), и к северу от Новосибирских островов и острова Врангеля (Великая Сибирская полынья).

Shadow
Участник

Санкт-Петербург
# Дата: 1 Ноя 2008 12:28


Кстати, рекомендую тем, кто интересуется полярными путешествиями, посмотреть эту ссылку http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/2428/
Там речь идет о споре двух американских путешественников Пири и Кука о том, кто первый достиг северного полюса. Оказывается, этот спор даже разбирал Конгресс США, а через некотрое время Кук попал в тюрьму (правда, по другим основаниям).
В этой, статье, кстати, высказываются сомнения в том, что Пири все-таки на самом деле достиг полюса.

LESS
Участник

Приокский лесс на юге МО
# Дата: 1 Ноя 2008 12:45


Shadow

Одним из важных научных достижений экспедиции "Седова" профессор Зубов считает "уничтожение легенды о Земле Санникова". Район предполагаемого нахождения Земли Санникова "Седов" пересек 2 раза

Как интересно! А вот художественный фильм в советское время такой был, где какие-то племена жили в тепле подземных источников (гейзеров и т.п.). Кажется, это как раз происходило на "земле Санникова"?

Вообщем, откуда взялась эта легенда, где можно узнать?

Shadow
Участник

Санкт-Петербург
# Дата: 1 Ноя 2008 12:57


Еще: статья про Великую Сибирскую полынью (там также есть сведения о ледовой обстановке в Арктике перед войной и во время войны): http://www.polarpost.ru/Library/Kupetskiy/text-vel ikaya_poliniya.html

surok
Участник

Санкт-Петербург (север)
# Дата: 1 Ноя 2008 13:37


и притом проходит так, что область повышенного давления остается справа, а пониженного - слева от направления дрейфа

А это не следует из того, что циклоны в северном полушарии закручены против, а антициклоны - по часовой стрелке?

Shadow
Участник

Санкт-Петербург
# Дата: 1 Ноя 2008 13:43 - Поправил: Shadow


LESS
Кажется, это как раз происходило на "земле Санникова"?

Да, фильм так и назывался "Земля Санникова". А Санников был русский промышленник или купец, который, кажется, в середине 19 века заявил о том, что видел землю севернее острова Котельный.

LESS
Участник

Приокский лесс на юге МО
# Дата: 1 Ноя 2008 14:03


Shadow

который, кажется, в середине 19 века заявил о том, что видел землю севернее острова Котельный.

А не могла она (эта земля) просто под воду потихоньку уйти?

surok
Участник

Санкт-Петербург (север)
# Дата: 1 Ноя 2008 15:05


LESS
А не могла она (эта земля) просто под воду потихоньку уйти?

У "Искателей" про это есть передача. Могу выложить, если интересует.

LESS
Участник

Приокский лесс на юге МО
# Дата: 1 Ноя 2008 15:47


surok

У меня инет слабенький...

Max_F
Участник

# Дата: 8 Ноя 2008 00:18


Тут вот попалось о "Челюскине", уж не знаю, насколько правда:
http://www.russianseattle.com/hidden_chelyuskin_20 03.htm

Twister
Участник

Архангельск
# Дата: 11 Ноя 2008 09:16


Вот интересная подборка, посвященная "Георгию Седову"
Ссылка

Arsenii
Участник

Якутск
# Дата: 3 Май 2010 05:29


Недавно в Ленинской библиотеке (ныне называется Российская Государственная библиотека) поднял две книги (1939 и 1940 годов издания), посвященные ледовому дрейфу советского ледокола "Седов",
Shadow

Героический дрейф «Седова» Л. Хват и М. Черненко,
Москва: ОГИЗ - ГИПЛ ,1940
Книга выложена здесь:
http://lib.oceanographers.ru/component/option,com_ booklibrary/task,view/id,61/catid,28/Itemid,39/

Тут вот попалось о "Челюскине", уж не знаю, насколько правда:
Max_F

В книге "Враги народа" за полярным кругом
http://lib.oceanographers.ru/component/option,com_ booklibrary/task,view/id,84/catid,30/Itemid,39/
В очерке «Об одном полярном мифе ГУЛАГа» опровергаются распространившиеся в последние годы сообщения о гибели в Арктике в
1934 г. парохода «Пижма» с заключенными на борту.

Ваш ответ

          Отменить *Что это?

 » Логин  » Пароль 
 
 


Поддержка: miniBB forum software © 2001-2024